You are here: 4.2. Целеполагание в туризме

4.2. Целеполагание в туризме

Определение целей, ради которых создается и функционирует организация, является одним из важнейших управленческих решений. Целевая функция определяется миссией организации, которая устанавливает содержание ее создания и существования.
Миссия предприятия определяет представление о назначении организации, необходимость и полезность его деятельности для общества и сотрудников. Особое значение это приобретает в управленческо-организационном процессе в туристической деятельности, одной из главных функций которой является развитие, воспитание, увеличение интеллектуального потенциала общества.

Основу миссии составляют интересы, ожидания и ценности потребителей туристического продукта, а также поставщиков, дистрибьюторов, конкурентов, других лиц, в которых заинтересовано туристическое предприятие. Миссия туристических предприятий отражена в уставных документах, назначением которых является сплочение коллектива, определение целей, направлений деятельности организации.

Примером может служить формулировка миссии туристических предприятий как:

- Производство и реализация туристического продукта и услуг доступных широкому кругу потребителей с различным уровнем доходов;

- Закрепление положения лидера на рынке;

- Качество как неотъемлемая часть продукции и услуг.

Формулировка миссии должна стимулировать прежде всего работников

туристического предприятия, которые должны в результате реализации туристического обслуживания почувствовать, что их работа значима, доставляет удовольствие людям.

Важно, чтобы на определение миссии не влиял текущем состоянии дел на том или ином предприятии, формы и методы его функционирования, поскольку она демонстрирует направление усилий и приоритеты ценностей в функционировании организации. Только в случае, когда анализ деятельности предприятия свидетельствует о нечеткости, неактуальности, ошибочности сформулированной миссии, возникает необходимость в обоснованных и целенаправленных изменениях.

Определена миссия является фундаментом для установления целей туристической организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых имеет и реализует соответствующие цели, которые являются производными от общей. Таким образом, цель - это конкретизация миссии организации в форме, что позволяет управлять процессом ее воплощения.

Определяют такие черты и свойства целеполагания организации:

- Четкая ориентация на определенный период;

- Конкретность и измеримость;

- Согласованность с другими целями и состоянием ресурсного обеспечения или потенциала;

- Адресность и контролируемость.

Как правило, туристические организации имеют несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Это могут быть:

- Стабилизация финансового состояния фирмы путем осуществления маркетинговых мероприятий;

- Повышение конкурентной способности туристического продукта и услуг на рынках иностранного и зарубежного туризма;

- Тщательное изучение рынков сбыта туристических услуг для разработки стратегии фирмы;

- Исследование и прогнозирование текущих и перспективных потребностей клиентов для определения основных направлений деятельности;

- Комплексное воздействие на клиентов фирмы на всех этапах туристического обслуживания;

- Поддержка имиджа туристической организации;

- Целенаправленные информационно-рекламные мероприятия;

- Обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала сотрудников туристической организации и повышения уровня удовлетворения и заинтересованности в работе;

- Определение критических сфер управленческого воздействия и приоритетных задач, обеспечивающих получение запланированных результатов и т.д..

В реальных условиях эти цели необходимо конкретизировать и количественно измерять с помощью соответствующих показателей.

Количество и разнообразие целей и задач, которые из них возникают, могут быть значительными. Именно поэтому успешность дальнейшей деятельности будет зависеть от оптимального использования комплексного и системного подходов их формулировки. Для этого применяют такой инструмент, как построение целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей. С помощью дерева формируется упорядоченная структура целей, реализуется благодаря постепенной декомпозиции главной цели на подцели по следующим правилам:

- Общая цель, которая находится в верхушке графа, должна иметь описание конечного результата;

- Декомпозиция общей цели в иерархическую структуру основывается на том, что реализация подцелей колотого следующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения мсти предыдущего уровня;

- Формулируя цели различных уровней, необходимо характеризовать желаемый результат, а не средства его получения;

- Подцели колотого уровня должны быть независимыми друг от друга и не следовать друг из друга;

- Фундаментом дерева целей фактически является задача, определяющие виды работы, которые можно выполнить определенным средством в определенные сроки.

Для целеполагания важно не только моделирование иерархической структуры целей, но и анализ изменения целей за определенный период, который влияет прежде всего на распределение задач и функций управления между участниками управленческо-организационного процесса, то есть на структуру управления.

Контрольные вопросы и задания

1. Продемонстрируйте отличие миссии и цели на примере различных частей объекта управления в туризме (регион, организация, предприятие).

2. Какое значение в менеджменте туризма имеют черты и свойства целеполагания?

3. В чем заключается сущность правил построения дерева целей организации?

Содержание книги

19 Июня 2014
Новый город… Новая история… Новые эмоции…
12 Мая 2013
Храм Геркулеса расположен на Крепостной горе Аммана (Цитадель). Это настолько красивое место, что ощущение переплетения древних эп...
20 Апреля 2013
Продолжаю делиться с вами своими впечатлениями от поездки в Иорданию. Так как на Красном море мы уже побывали, осталось поехать еще...
09 Апреля 2013
Перед тем как мы планировали свою поездку в Иорданию, у нас был список мест, в которых мы хотим побывать. Одним из первых пунктов в этом...
27 Марта 2013
Гора Нево находится в западной части Иордании на высоте 817 метров над уровнем моря. Это одно из наиболее посещаемых святых мест этой с...
15 Февраля 2013
Петра является древнейшим городом, который сейчас расположен на территории Иордании. Я очень рада, что мне выпала возможность побыва...
  • Музеи

  • Дворцы

  • Замки

Яндекс.Метрика