You are here: 4.6. Человеческие ресурсы

4.6. Человеческие ресурсы

Изучение человеческих ресурсов - важная составляющая географии туризма. Ведь благодаря им решается две важные задачи. С одной стороны, население - есть носитель человеческих ресурсов - это потребитель туристических услуг, а с другой - формирует трудоресурсного потенциал трудоемкой отрасли экономики, которой является туризм.

Трудовые ресурсы - работоспособная часть населения страны, обладающая физическими и интеллектуальными возможностями для производства материальных благ и услуг. К населению в трудоспособном возрасте относятся женщины от 14 до 54 лет и мужчины 16-59 лет. В состав трудовых ресурсов входят лица пенсионного возраста и подростки (14-15 лет), которые работают. Пенсионеры, которые не работают, не относятся к трудовым ресурсам.


Основой кадрового потенциала любого предприятия являются экономически активное население, то есть часть населения, которая обеспечивает производство товаров и предоставляет разнообразные услуги, в том числе и туристические.

К экономически неактивного населения (вне рабочей силой) относятся люди, не занятые: ученики и студенты; пенсионеры; инвалиды, лица, занятые в домашнем хозяйстве, ухаживают за детьми, больных; безработные и лица, которые прекратили поиск работы, но могут работать и те, которым нет необходимости работать.

Экономически активное население делят на занятых и безработных. К категории занятых входят лица в возрасте 15-70 лет, а также лица, которые выполняли работу по найму, временно отсутствующие на работе по болезни или травмы, ухода за больными и др..

К категории безработных (по методологии МОТ) относятся лица 15-70 лет, которые на определенный момент работоспособны, но не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах занятости или ищут работу и согласны приступить к работе.

Туристический продукт можно "производить" одновременно с его потреблением. По определению Г. Яковлева, эти особенности и определяют своеобразный характер труда в туризми61: большая часка живого труда, большая степень влияния на процесс производства и реализации туристского продукта субъективных факторов и туристического предприятия, и клиента; комплексность производства туристического продукта - результата слаженной работы самостоятельных коллективов, работа которых подчинена удовлетворению потребностей клиента.

Анализ численности экономически активного населения в Украине свидетельствует, что существует социальная группа "безработные", значительная часть которых могла бы работать в сфере туризма. Тем более, что увеличение количества тех, кто отдыхает в регионах, вызывает увеличение количества занятых местного населения в этой сфере деятельности. В Карпатских областях (Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская и Черновицкая) с высоким развитием туризма занятости населения в возрасте 15-70 лет едва ли не самой низкой в ​​Украине, составляя соответственно 59,4; 52,8; 56,6 и 56,5 % (2007 г.). Дальнейшее расширение туризма не создавать проблем с обеспеченностью трудовыми ресурсами. Так, в Карпатских областях процент занятых трудоспособного населения низкий, в среднем по Украине он составляет 58,7%, а в Карпатских областях - 56,3%.


Исследования показывают, что на 1 тыс. туристов, останавливающихся в гостиницах создано 279 мест трудоустройства в самом туризме и 107 - для занятости, не связанной с туризмом непосредственно, а именно - на строительстве и ремонте объектов размещения туристов, в пищевой промышленности, сельском хозяйстве, в сферах обслуживания - на транспорте, в учреждениях, участвующих в организации зрелищных мероприятий, спортивных соревнований, объектах ресторанного и гостиничного бизнеса и др..

Особенность туристической отрасли заключается в том, что ее рост приводит к созданию дополнительных рабочих мест независимо от уровня развития страны. Поэтому все страны мира заинтересованы в развитии туризма. Причем влияние туризма на занятость - определяющий фактор для многих небольших стран и территорий: Антил, Багамы, Мальдивы и другие, которые существенно зависят от развития этого сектора экономики. В упомянутых странах более 21% трудоспособного населения занято в развитие туризма.


В высокоразвитых странах процент занятости в туризме значительно меньше. Он составляет 4-5%. Однако абсолютные показатели занятости в туризме достаточно высоки. Так, в СЕЛА в сфере туризма занято 9 млн. человек, что превышает количество тех, кто работает в сельском хозяйстве, автомобильной, электронной, сталеплавильной и текстильной промышленности. В Европе этот показатель выше, чем в США. Он равен почти 10%. Причем затраты на создание рабочего места по туризму в 20 раз меньше, чем в промышленности.

В развивающихся странах, в частности в тех, где темпы развития туризма постоянно растут (Индонезия, Египет, Индия, Таиланд, Турция и др.)., Создают значительно больше рабочих мест, чем в других отраслях экономики. Здесь туризм способствует решению вопросов полной занятости трудоспособного или экономически активного населения.

Спецификой туризма является также и то, что в нем широко занято женское население, которое не требует высокой квалификации. Например, в гостиницах и ресторанах Финляндии, Швеции, Австрии, Австралии, Великобритании, Канаде доля женского труда составляет от 76 до 58%.

Согласно информации Всемирного совета путешествий и туризма, на начало XXI в. в сфере туризма насчитывалось более 350 млн рабочих мест. Теперь в этой отрасли экономики занят каждый десятый работник мира.

Изучение человеческого ресурса связано с такими важными вопросами, как установление спроса на туристические услуги. Бесспорно, его объем зависит от многих факторов, в частности общей численности населения, динамика которого непосредственно влияет на этот показатель. Количество населения в мире растет. Это особенно характерно для стран третьего мира. Из других факторов, которые активно влияют на развитие туристического рынка в мире, В. Квартал-нов отличает:

- Старение населения;

- Увеличение числа работающих женщин;

- Тенденции к поздних браков;

- Увеличение доли одиноких людей;

- Быстрый рост бездетных семейных пар по сравнению с ростом народонаселения;

- Увеличение семейного дохода;

- Увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков;

- Ослабление иммиграционных ограничений;

- Тенденция к понижению возрастного ценза перехода на заслуженный отдых;

- Осознание возможностей туризма.

Так, люди старших возрастных групп (от 55 - женщины и 60 - мужчины) начинают все больше участвовать в развитии туризма. Основными поставщиками этой категории туристов в мире являются США, Япония, Канада, европейские высокоразвитые страны. Эти люди материально обеспеченные, им присуща высокая физическая активность. Подсчитано, что в течение года старшие возрастные группы осуществляют 2,4 поездки в пределах своей страны и 0,8 поездки - за границу.

Увеличение числа работающих женщин, тенденция к поздним бракам и рост доходов на каждого члена семьи влияет на увеличение количества деловых поездок, поездок с целью отдыха и оздоровления. Супруги берет поздний брак, имеет гораздо больше финансовых возможностей для поездок за границу, проведения медового месяца.

Увеличение доли одиноких людей и бездетных семей влиять ме на расширение сегмента туристического рынка - "поездки для одиноких" с целью отдыха. Увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков способствовать росту потребностей в самых поездах, в целом влиять на количество прибылей и доходов от развития туризма.

Ослабление иммиграции также способствовать перемещению людских ресурсов из стран третьего мира в развитые страны, где значительная их часть трудовлаштуеться в туристические области. Уже на современном этапе в Швейцарии каждый второй работник - иммигрант, Германии - третий, будучи занятыми в секторах гостиничного и ресторанного бизнеса. Почти не уступают по таким соотношением туристические заведения Италии, Испании, Португалии.

Весомое вопросы дальнейшего развития туризма - подготовка специалистов, которые могли бы работать в гостиничном и ресторанном бизнесе, стать экскурсоводами, маркетологами и менеджерами самых разнообразных видов туризма.

В мире сложились две системы подготовки кадров для туризма, их условно называют европейской и американской. Если по американской системе кадры для туризма готовят в университетских колледжах, то по европейской - в высших специализированных учреждениях, обеспечивая бакалаврский уровень подготовки. В Центрально-Восточной Европе такие кадры обучают в университетах на кафедрах географического (Польша), экономического (Сербия) или исторических факультетов (Литва) 68.

В Украине кадры для туризма начали готовить еще в 70-х годах XX в. После обращения Центрального совета по туризму в Киевский государственного университета имени Тараса Шевченко на базе географического факультета (кафедра физической географии) началась подготовка методистов-организаторов туристско-экскурсионного дела на уровне специализации специальности "География".

За годы независимости Украины кадры для туризма готовят более 150 учебных заведений. Почти половина из них - это университеты, которые занимаются подготовкой специалистов управленческого уровня. Киевские профессора Я. Олейник и А. Любицева предлагают упорядочить, т.е. дифференцировать высшие учебные заведения, готовящие кадры для туризма. Определяющей в решении этой проблемы должна быть государство, указами, нормативными актами способствовать повышению качества подготовки кадров в соответствии с требованиями и потребностями современного национального и мирового туристического ринку69. Поэтому подготовку управленческих кадров должны осуществлять классические университеты. "Профессиональные" университеты могут специализироваться на подготовке работников среднего уровня для гостинично-ресторанного бизнеса, организации туристической деятельности. На базе техникумов и училищ нужно обучать кадры исполнительного звена и рабочих специальностей.

Важным вопросом кадрового обеспечения туристической отрасли является подготовка персонала. В период экономического кризиса, когда снижаются потоки клиентов, например, для владельцев гостиничного бизнеса, остается самым слабым звеном в украинской сфере обслуживания, важно организовывать обучение собственного персонала-горничных, дежурных, портье, уровень которых в основном не соответствует современным требованиям. Такие тренинги целесообразно организовывать и на других участках туристической деятельности.

Итак, туризм остается весомой сферой трудоустройство экономически активного населения, а качество обслуживания туристов может значительно повыситься с составлением учебных заведений, готовящих кадры для туризма соответствии с потребностями национального и мирового туристического рынка.

Содержание книги

19 Июня 2014
Новый город… Новая история… Новые эмоции…
12 Мая 2013
Храм Геркулеса расположен на Крепостной горе Аммана (Цитадель). Это настолько красивое место, что ощущение переплетения древних эп...
20 Апреля 2013
Продолжаю делиться с вами своими впечатлениями от поездки в Иорданию. Так как на Красном море мы уже побывали, осталось поехать еще...
09 Апреля 2013
Перед тем как мы планировали свою поездку в Иорданию, у нас был список мест, в которых мы хотим побывать. Одним из первых пунктов в этом...
27 Марта 2013
Гора Нево находится в западной части Иордании на высоте 817 метров над уровнем моря. Это одно из наиболее посещаемых святых мест этой с...
15 Февраля 2013
Петра является древнейшим городом, который сейчас расположен на территории Иордании. Я очень рада, что мне выпала возможность побыва...
  • Музеи

  • Дворцы

  • Замки

Яндекс.Метрика