You are here: 5.3.2. Экономические методы управления

5.3.2. Экономические методы управления

Экономические методы занимают центральное место среди методов менеджмента, поскольку управленческие отношения прежде всего определяются потребностями и интересами работников, которые формируют основу экономических отношений. Следовательно, экономические методы основываются на использовании экономических интересов и средств, стимулирующих материальную заинтересованность коллектива и отдельных работников в достижении наилучших результатов. Другими словами, управление основывается на заинтересованности работников в получении оптимального конечного результата, что составляет основу самой возможности управлять.

Таким образом, экономические методы - это совокупность средств и инструментов, которые создают экономические условия, побуждающие работников действовать в нужном направлении и добиваться решения задач, стоящих перед ними. При этом происходит сочетание личных интересов участника процесса по общественными и групповыми.

В отличие от организационно-административных, экономические методы менеджмента предусматривают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Благодаря экономическим методам можно повысить действенность и результативность экономических рычагов и стимулов, побуждающих членов трудового коллектива к эффективной работе.

Центральное место в этой группе методов занимают: планирование, анализ, хозяйственный расчет, стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования и учет.

Планирование является центральным звеном любой системы управления. Сущность этого метода оказывается в заблаговременном учета всех внутренних и внешних факторов, которые обеспечивают благоприятные условия для успешного функционирования и развития турфирмы. При этом конкретизируются цели развития туристического предприятия и каждого его подразделения, определяются хозяйственные задачи, способы их решения, сроки реализации; определяются материальные, трудовые и финансовые ресурсы, необходимые для решения поставленных задач.

Анализ как общенаучных метод в менеджменте приобретает другой цели - определение реальных способов решения проблем, возникающих так, чтобы достичь цели при наименьших затрат ресурсов. Процесс анализа масс определенные этапы: формулировка проблемы, отбор целей, сбора данных, разработка альтернатив, построение моделей, оценки затрат относительно результатов. Использование различных методологических подходов позволяет модифицировать традиционное понимание анализа и реализовать системный, структурно-функциональный, факторный, сравнительный анализы в связи со спецификой решаемых задач.

Организация хозяйственной деятельности туристических фирм требует финансового обеспечения, т.е. первоначального капитала, который формируется из взносов учредителей компании и приобретает форму уставного капитала. Дальнейшее обеспечение финансовой деятельности происходит в результате реализации туристических услуг и получения выручки. Средства, оставшиеся после возмещения расходов, составляют прибыль организации.

После того, как часть дохода туристического предприятия выплачивается по разным обязательствам, все, что остается, может быть потрачено на развитие: рекламу, оплату труда и социальные нужды. По такой общей установкой в ​​каждой турфими реализуется принцип самофинансирования. Его сущность требует полной окупаемости затрат на реализацию туристических услуг и расширение деятельности турфирмы. Механизмы относительной экономической и управленческой самостоятельности предприятия формирует полный хозяйственный расчет. Его признаки: хозяйственная самостоятельность, самоокупаемость, материальное интерес, материальная ответственность, денежный контроль.

Ценообразование является важным рычагом экономического управления турфирмой. Сущность цены определяется ее функциями - распределением, стимулированием, ориентацией.

Распределительная функция заключается в том, что с помощью цены создан валовой внутренний продукт и доход хозяйствующих субъектов перераспределяются между предприятиями и отраслями хозяйства. Так, средства, через налогообложение попадают в бюджет от предприятий сферы туризма, распределяются другими отраслями, обеспечивая их функционирование.

Содержание стимулирующей функции цены заключается в следующем: цены экономически развивают производство и потребление одних товаров и услуг и одновременно сдерживают производство и потребление других. Так же цены стимулируют повышение качества туристических продуктов и услуг, внедрение их новых видов, а также обеспечивают повышенную рентабельность новых турпродуктов и услуг по сравнению с выработанными ранее. Следовательно, цена, которая обеспечивает высокую норму прибыли, стимулирует развитие ассортимента туристических услуг, предоставляемых турфирмой, активизирует рекламную деятельность.

Функция ориентации цены выражается в том, что она предоставляет необходимую для покупателей и продавцов товаров и услуг информацию.

Цена также является инструментом хозяйственного механизма и коммерческой политики предприятия. Она имеет две границы - нижнюю, какова себестоимость произведенного турпродукта, и верхнюю, которая определяется спросом на этот турпродукт.

Ценообразование в сфере туризма имеет несколько особенностей:

- Услуги туризма, которые в целом является конечным продуктом, предназначенные непосредственно для потребления, поэтому и цены на них являются розничными;

- Если на стадии создания промежуточного продукта с помощью цен его стоимость перераспределяется между субъектами хозяйствования, то на стадии конечной реализации туристического продукта отклонения цен от стоимости приводит перераспределение доходов между различными группами (потребители и производители);

- В процессе предоставления услуг эта сфера экономически-хозяйственной деятельности непосредственно связана с потребителем, поэтому спрос на ряд услуг, в т. ч. на туристические, устойчивый;

- Процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому для сферы услуг, характерна сезонная дифференциация цен и тарифов, что четко прослеживается в туризме.

- Некоторые виды услуг, в т.ч. туристические, реализуются как на внутреннем, так и на внешнем рынках, поэтому при оценке их качества, стандартизации во внимание принимают международные требования, поскольку на одни и те же услуги (услуги, обслуживание туристов, транспортные тарифы) есть два вида и уровне цен - внутренние и внешнеторговые.

Цена должна отражать затраты на производство и реализацию товаров и услуг, соответствовать их потребительским свойствам и качествам, учитывать спрос и предложение. Факторы, влияющие на нее, включают:

- Класс обслуживания (степень комфортности);

- Вид туристической поездки (по видам транспорта, используемых - авиационный, железнодорожный, автобусный и др..)

- Формы обслуживания (групповое или индивидуальное);

- Конъюнктура рынка туруслуг;

- Сезонный характер предоставления услуг;

- География расположения турфирм т.д..

При определении цены на услуги туризма базируются на следующих принципах:

- Цена должна покрывать турфирме затраты на производство, реализацию, организацию, потребления услуг туризма и обеспечить такую ​​прибыль, который дал бы ему возможность функционировать на принципах самофинансирования;

- Цена должна соответствовать спросу на эти услуги, во многом зависит от сезонности туризма;

- Цена должна быть гибкой, т.е. динамической, и давать возможность для маневра.

В условиях активного внедрения рыночных инструментов управления производитель туристического продукта должен определять обоснованный уровень цен. При этом, ориентируясь на спрос, необходимо учитывать не среднего потребителя (туриста), а типовые группы. С этой целью разрабатывается политика цен - система стандартных правил определения цен для типовых договоров по продаже туристического продукта, которая может рассчитываться на длительный период, а также приспосабливаться к меняющимся условиям рынка. Кроме того, основой повышения эффективности коммерческой деятельности турфирмы является определение типологии потребления.

Финансирование, как метод, основывается на том, что финансы - это система денежных отношений, возникающих при формировании и использовании фондов и в обращении денежных средств. При непрерывном движении денег (денежный поток) возникают специфические финансовые отношения. Функционирования туризма, как и любой другой отрасли экономики, связано с развитием финансовых отношений и организацией финансового механизма.

Задачей финансов турфирмы является формирование фондов и использования их на основе эффективного управления денежными потоками с целью осуществления своей производственно-обслуживающей и финансовой деятельности, получения прибыли и обеспечения финансовой стабильности.

В производственно-обслуживающем процессе туристических предприятий возникают финансовые отношения с определенными свойствами, обусловленными организацией финансов туризма. Для этой сферы характерна особая схема кругооборота оборотных средств, которая определяется тем, что объектом деятельности в туризме является индивид (турист), который покупает туристические впечатления, ориентируясь на собственный интерес. Кроме того, в туризме процессы производства, реализации и потребления туристического продукта сочетании в один производственно-обслуживающий процесс. Кругооборот оборотных средств в туризме включает: - денежные средства, авансированные турфирмой на создание туристического продукта, то есть организации тура;

- Материальные и нематериальные услуги туризма, а также товары туристического назначения, в т. ч. сувениры;

- Туристические впечатления;

- Денежные средства, полученные от реализации услуг, товаров, туристических впечатлений.

Таким образом, турфирма не вкладывает свой капитал в создание объектов туристического показа, но их существование дает ей денежный доход. Турфирма платит только за услуги, связанные с показом таких объектов туристам.

Особенность организации финансовых отношений в туризме влияет и на ценообразование. Цепа туристического продукта или отдельной услуги, достаточно динамичная и зависит от многих факторов: стоимости услуг, которые входят в состав туристического пакета, количества туродней, вида тура (групповой, индивидуальный), количества туристов в группе, их возрастного состава, сезона и т.д.. Расчет цены на туристический продукт происходит на основе нормативной калькуляции, которая основывается на рыночной цене тура в соответствии с имеющегося спроса, и сводится к определению не себестоимости тура, а цены его продажи. Использование нормативной калькуляции обычно вызывает значительные колебания в уровне рентабельности турфирм, влияет на их финансовое положение.

Для решения экономических задач в управлении туристическими организациями, основными свойствами которых имеется большое количество ограничительных условий и соответствующих решений, широко используются экономико-математические методы, позволяющие повысить рентабельность организации от продажи туристических услуг и максимизировать прибыль.

Основным источником денежных средств является доход туристического предприятия от реализации услуг. Часто его бывает недостаточно, и приходится брать кредиты. Кредитования реализуется путем получения кредитов. Кредит - это предоставление денег на условиях возврата с уплатой процентов в определенный срок. Различают следующие формы кредита: государственный, ипотечный, коммерческий, банковский, потребительский.

Среди экономических рычагов управления выделяют также налогообложения, инвестиции, таможенные сборы и пошлины, страхование, штрафные санкции, предоставления льгот, бюджетный метод, предоставление возможности коллектива распоряжаться материальными фондами, доходом (прибылью), заработной платой и т.д..

Стратегическим основой реализации финансовых методов управления турфирмой является финансовая политика, которая зависит от многочисленных внутренних и внешних факторов. В рамках единой финансовой политики определяются источники финансовых ресурсов и их распределение с помощью определенных инструментов:

- Распределения и перераспределения прибыли;

- Финансирование и кредитование деятельности подразделений;

- Определение структуры и характера внутрифирменных финансовых операций и расчетов по ним.

К финансовой политики включают: определение источников финансовых ресурсов, распределение и перераспределение прибыли; финансирования различных подразделений, определение структуры и характера внутренних операций в рамках фирмы, расчетов. Гибкость финансовой политики турфирмы определяется прежде умением приспособиться к рынку, валютного курса, налогового законодательства.

Стимулирование как метод заключается в использовании для достижения целей организации таких инструментов, как заработная плата и ее составляющие: оклад или тариф, надбавка, доплата, премия. Важными стимулирующими факторами являются также улучшение условий труда, предоставление жилья, обеспечения хорошего рабочего места, падения возможности оздоровления и лечения и т.д..

Применяя экономические методы управления, необходимо сопоставить затраты и результаты: материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, заработную плату, себестоимость, прибыль, цену. Обычно основными инструментами являются заработная плата и премирования, которые максимально связываются с результатами деятельности исполнителя. Для менеджера целесообразной основой их определения результаты его деятельности в сфере ответственности или результаты деятельности всей фирмы.

Контрольные вопросы и задания

1. Какая разница административных методов от экономических?

2. Какие методы менеджмента относятся к группе экономических?

3. Что такое хозяйственный расчет?

4. Дайте определение стимулирования.

5. Что такс ценообразования?

6. В чем заключается сущность финансовой политики турфирмы?

7. Что такое кредитование?

8. Назовите формы кредита.

Содержание книги

19 Июня 2014
Новый город… Новая история… Новые эмоции…
12 Мая 2013
Храм Геркулеса расположен на Крепостной горе Аммана (Цитадель). Это настолько красивое место, что ощущение переплетения древних эп...
20 Апреля 2013
Продолжаю делиться с вами своими впечатлениями от поездки в Иорданию. Так как на Красном море мы уже побывали, осталось поехать еще...
09 Апреля 2013
Перед тем как мы планировали свою поездку в Иорданию, у нас был список мест, в которых мы хотим побывать. Одним из первых пунктов в этом...
27 Марта 2013
Гора Нево находится в западной части Иордании на высоте 817 метров над уровнем моря. Это одно из наиболее посещаемых святых мест этой с...
15 Февраля 2013
Петра является древнейшим городом, который сейчас расположен на территории Иордании. Я очень рада, что мне выпала возможность побыва...
  • Музеи

  • Дворцы

  • Замки

Яндекс.Метрика