You are here: 1.5. Формирование туристической привлекательности территории

1.5. Формирование туристической привлекательности территории

Привлекательность - это свойство вызывать восхищение, притягивать к себе особыми качествами, свойствами. В научной литературе, посвященной туристической деятельности, отмечается, что понятие атрактивности является основным и определяющим при исследовании потоков людей47. В нашем понимании территория тогда привлекательна, если она туристические ресурсы - природные (прежде всего - экологически чистые), историко-культурные и социально-экономические, развитую материально-техническую базу, насыщенную инфраструктурой, удобным транспортно-географическим розташунням и доступной о ней информацией.

Туристическая привлекательность территории формируется прежде всего за наличия природных или историко-культурных туристических ресурсов, а еще лучше - за их сочетания. Время такие ресурсы еще не устанавливают уровень привлекательности этой или иной территории. Туристическая привлекательность часто непостоянна и может меняться в зависимости от многих факторов, влияющих на привлекательность туристической территории. Именно к ним относится наличие современной материально-технической базы туризма, в частности новейших гостиничных комплексов, специализированных учреждений с соответствующим ассортиментом услуг, которые они производят и др..

Очень важной составляющей привлекательности в современных условиях возникает качество окружающей среды. В рыночных условиях хозяйствования большое значение в организации окружающей среды приобретает использование маркетинга, способствовать укреплению конкурентоспособности определенной территории и может изначально влиять на ее привлекательность.

Всего туристически привлекательной считается территория, которая пользуется популярностью у туристов и превращается в соответствующее территориальное туристическое объединение в виде туристического пункта, центра, узла, района, региона.

Природные туристические ресурсы являются важными элементами туристической привлекательности территории. В его состав входят: климат, водные ресурсы, прибрежные зоны водоемов, минеральные источники, лечебные грязи, рельеф, растительный и животный мир, национальные парки и заповедники, охотничьи рыболовные угодья, живописные пейзажи, уникальные природные объекты и т.п.. Природную привлекательность данной территории для туристов определяют наличием следующих факторов:

- Красотой ландшафта и природных объектов;

- Мягкостью климата и комфортностью погодных условий;

- Чистотой природных водоемов;

- Благоприятной экологической ситуацией.

При таких условиях, что более насыщена территория составными элементами природных ресурсов, тем выше удовлетворение определенных потребностей туристов и разнообразнее спектр организации различных видов туризма.

Развитие определенных видов туризма невозможно без выявления, изучения и оценки туристических ресурсов. Если выявление и описание туристических ресурсов первичной стадией исследования, то оценка природных туристических ресурсов - ее завершающий этап.

Существует несколько подходов оценки природных туристических ресурсов (их детальное описание представлено в подразделениях 4.2; 4.3).

Кроме традиционных методов оценки (стоимостного и бального), осуществляют и медико-биологический. Так, по результатам такой оценки можно установить зависимость физиологического состояния человека от влияния метеорологических факторов, выявить наличие благоприятных медико-биологических условий для организации отдыха, туризма, оздоровления.

Привлекательность природных туристических ресурсов определенной территории повышается при наличии экзотических, неповторимых и уникальных форм ландшафта по-особому влияет на психологическое состояние человека. Поэтому обнаружение психо-эстетической привлекательности таких территорий - важное средство определения эмоционального воздействия природного ландшафта на духовную сферу жизни человека (см. 4.2).

Для определения привлекательности конкретной территории очень важно изучить возможность развития определенных видов туризма и состояние их инженерно-строительного освоения. Это достигают с помощью технической оценки природных туристических ресурсов территории. Например, для оценки привлекательности рельефа, возможности строительства горнолыжной базы "Буковель" (Ивано-Франковская область) и организации горнолыжного отдыха, спорта, туризма необходимо было изучить такие параметры местности, высота трассы, расстояние до объектов размещения туристов (гостиниц), протяженность трассы (м), крутизна склона (в градусах), характер поверхности склона, опасность схода лавин и т.п.. Причем учитывались привлекательные параметры для организации горнолыжных занятий, спорта, отдыха: высота трассы 1-2,5 тыс. м; расстояние от трассы до отеля в пределах 1 км, длина трассы - более 1 тыс. м; крутизна склонов - 12-18 ° . Кроме этого, на поверхность лыжных полей не должны выступать каменистые участки, территория не должна быть лавиноопасной и даже прогнозируемой, что может в горах случиться после сильных снегопадов. Следовательно, привлекательность горнолыжного объекта значительно усиливается, если туристический сезон продлится более трех месяцев за комфортности температур (-5-15 ° С), толщине снежного покрова не менее 20 см и скорости ветра до 5 м / с. После технологической оценки природных возможностей северных склонов Яблунецкого перевала эта территория оказалась вполне пригодной для строительства горнолыжной базы.

Историко-культурные туристические ресурсы, в частности уникальные памятники, могут быть определяющими в организации туристической поездки. В Европе благодаря наличию таких объектов наибольшие доходы от их посещения получают Испания, Франция, Италия, Великобритания и Австрия, в других странах мира - Египет, Китай, Мексика и т.д.. Как показывает международная статистика, их размеры составляют около 50 млрд долларов в год.

Украина обладает значительным историко-культурным наследием. В государственном реестре насчитывается 130 тыс достопримечательностей функционирует 61 историко-культурный заповедник, 13 имеют статус национальных. По доле известных архитектурно-исторических туристических ресурсов от общего количества памятников выделяются в Украине Волынская - 17,3%, Закарпатская - 13,4, Львовская - 12,9, Тернопольская - 10,4 и Черновицкая - 8,9% 4в. Привлекательность историко-культурных туристических ресурсов определяют уровнем художественного и историко-культурной ценности, даже модой. Найпопуляр-нишим критерием оценки историко-культурных объектов, которые использовал автор учебного пособия, является их привлекательность и количество времени для экскурсионного осмотра.

Большинство методик оценки туристической привлекательности основывается на экспертных бальных оценках, хотя существуют и экономические оценки историко-культурного наследия территории. За основу таких оценок берется прямой эффект от эксплуатации объектов в виде платы за вход, экскурсионное обслуживание, а также дифференциальная рента за землю, где расположены памятники истории, культуры. Здесь важно также выявить состояние готовности материально-технической базы отрасли, в частности отелей для приема туристов, историко-культурных объектов (архитектурных ансамблей, замков, оборонных сооружений) для осмотра туристами и введение их в познавательно-туристические маршруты.

Важным средством повышения привлекательности территории является создание туристического кластера как прогрессивной формы территориально-производственного объединения. По мнению английского исследователя М. Портера, кластер - это объединенные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, которые не конкурируют между собой, характеризуются совместной деятельностью и взаимодополняют друг одну50. Поэтому туристический кластер - это добровольное территориальное объединение взаимосвязанных туристических предприятий и учреждений, причем они имеют право на самостоятельную хозяйственную деятельность. "Такие интегрированные территориально-отраслевые объединения, - отмечает А. Музыченко-Козловская, - могут лучше розповсюджувати.технології, информацию, способствуют согласованности действий между заказчиком и поставщиком. С помощью туристического кластера можно повысить производительность труда, сократить затраты на маркетинговые исследования при определении направлений и мест организации новых видов туризма, а также способствовать внедрению инноваций. Большинство участников кластера не конкурируют между собой, имея общие интересы и возможности ".

Заметим, что туристический кластер может интегрировать и смежные отрасли, которые вместе с главной отраслью объединены общей целью - удовлетворением потребностей населения в туристических услугах. Все это улучшит использование туристско-рекреационных ресурсов, совершенствовать организационную структуру управления предприятиями и учреждениями, повышать эффективность обслуживания, положительно влиять на повышение привлекательности соответствующего туристического сочетания.

Весомым фактором привлекательности территории в современных условиях жизнедеятельности является состояние окружающей среды (уровень экологического загрязнения, санитарно-гигиеническое состояние водоемов, воздуха, почвы). Неучет этого обстоятельства может привести ощутимые экономические потери и снижение конкурентоспособности территории на рынке туристических услуг.

Туризм, по сравнению с другими отраслями экономики, имеет существенное преимущество: он может стать альтернативой для предприятий с экологически опасными выбросами. В таком случае приоритетное развитие туризма обеспечивать устойчивое развитие территорий, сохраняя их естественный и культурную среду, а следовательно - экологическое равновесие, которая тоже является важным фактором повышения его привлекательности.

К актуальным мероприятий, направленных на охрану окружающей природной среды и повышения привлекательности туристических территорий, относится создание сети заповедников и национальных парков, где производственная деятельность или ограничивается, или запрещается. Пример безопасного использования территории и повышение ее привлекательности - развитие сельского зеленого туризма, где городской житель, отдыхая среди нетронутой природы, становится ее поклонником и непосредственным участником традиционных праздников, обрядности и т.п.. Этот вид туризма особенно желателен для отдаленных горных территорий, потому что он будет способствовать их развитию и повышению популярности.

На качество окружающей среды влияют самые разнообразные факторы. Для их учета и определения степени влияния каждого из них ученые пропонуюеть немало показателей. А. Музыченко-Козловская, например, использует такую ​​систему показателей (xi):

- Площадь природных туристических ресурсов

- Количество антропогенных туристических ресурсов (х2);

- Количество средств размещения туристов (ха);

- Инвестиции в основной капитал гостиниц и ресторанов (х.)

- Средний уровень цен на услуги в туристических предприятиях (х5);

- Качество рекламно-информационных услуг (хе)

- Атрактивнисть историко-культурных памятников региона

(* 7);

- Качество окружающей среды (мин);

- Экономическая привлекательность региона (х9)

- Политическая стабильность региона (х 0).

Показатели (хх-х6) количественно измеряемые, а показатели (хе-хИ0) устанавливают экспертным способом. Статистические показатели, по которым оценивается каждый фактор интегрального показателя уровня туристической привлекательности, имеют разные единицы измерения. Для того чтобы их можно было использовать в один интегральный показатель, необходимо каждый статистический показатель перевести в стан-* ваний (относительный), который нивелировать разницу в единицах измерения. По элемент сравнения принимают среднее значение каждого показателя, где стандартизованные показатели определяют как отношение значения фактического показателя к среднему его значению.

Интегральный показатель уровня туристической привлекательности региона определяют как арифметическое зважене53:

1 ^ (1 - ^) и

1 х

где НТР. - Уровень туристической привлекательности региона; Хц - стандартизированные показатели уровня туристической привлекательности территории; х - среднее значение стандартизированных показателей; п - количество анализируемых показателей туристической привлекательности региона; Щ - весомость показателей; интро - частичные индексы показателей.

Итак, интегральный показатель уровня туристической привлекательности территории определяют как отношение суммы всех частичных индексов-показателей к общей сумме этих показателей по исследуемым регионам.

Интегральную оценку уровня туристической привлекательности А. Музыченко-Козловская предлагает проводить по шкале:

<0,4 - неудовлетворительный уровень;

0,4-0,6 - удовлетворительный уровень;

0,6-0,8 - высокий уровень;

0,8-1,0 - очень высокий уровень.

Повышению уровня привлекательности территории и стимулированию развития туризма в регионе должен служить территориальный маркетинг. Под маркетингом территории следует понимать деятельность в регионе, которую осуществляют с целью привлечения инвестиций, ориентации на потребности потребителя и создания конкурентных преимуществ в пользу отдыхающего.

Территориальный маркетинг туризма имеет определенные особенности. Он связан с разработкой решений, которые способствовали бы не

только развитию туристического бизнеса, но и привлечению в регион туристов и регулированию их потоков с учетом туристско-рекреационной нагрузки и отношений с местным населением для достижения такого уровня туристической привлекательности территории, обеспечивать увеличение и притока туристов и необходимых инвестиций.

Туристический рекреационная нагрузка - это допустимое количество туристов и отдыхающих на единицу площади, которые одновременно могут находиться на той или иной территории и не влиять пагубно на природную среду. Нормы туристско-рекреационных нагрузок существенным зависят от вида природных комплексов и сезона их эксплуатации. Наибольшей устойчивостью отличаются приморские природные комплексы, а наименьшей - низменные (табл. 1.3).

Соглашаясь с результатами исследований, считаем, что в процессе расчета туристско-рекреационной линейности целесообразно учитывать и норму психологической нагрузки, нарушение которой обусловливает снижение оздоровительного эффекта и привлекательности территории.

Весомым фактором, который влияет на привлекательность территории, остается политическая стабильность. Она может усиливать или ослаблять общий имидж региона и вследствие этого влиять на экономическую стабильность, или, скажем, экономическую привлекательность конкретной территории.

Итак, туристическая привлекательность - это наличие такого туристического потенциала территории, при эксплуатации которого обеспечивают оптимальное туристско-рекреационная нагрузка и полное сохранения туристических ресурсов и возможность получения соответствующего социально-экономического эффекта без нарушения экологического равновесия окружающей среды.

Содержание книги

19 Июня 2014
Новый город… Новая история… Новые эмоции…
12 Мая 2013
Храм Геркулеса расположен на Крепостной горе Аммана (Цитадель). Это настолько красивое место, что ощущение переплетения древних эп...
20 Апреля 2013
Продолжаю делиться с вами своими впечатлениями от поездки в Иорданию. Так как на Красном море мы уже побывали, осталось поехать еще...
09 Апреля 2013
Перед тем как мы планировали свою поездку в Иорданию, у нас был список мест, в которых мы хотим побывать. Одним из первых пунктов в этом...
27 Марта 2013
Гора Нево находится в западной части Иордании на высоте 817 метров над уровнем моря. Это одно из наиболее посещаемых святых мест этой с...
15 Февраля 2013
Петра является древнейшим городом, который сейчас расположен на территории Иордании. Я очень рада, что мне выпала возможность побыва...
  • Музеи

  • Дворцы

  • Замки

Яндекс.Метрика