You are here: 4.7. Информационные и информационно-виртуальные туристические ресурсы

4.7. Информационные и информационно-виртуальные туристические ресурсы

Человеческая цивилизация в современных условиях оказалась на грани эпох, когда постиндустриальное общество изменило информационное, а старые технологии, представления, теории и ценности себя исчерпывают. Достижения информационно-технологической революции проникают во все сферы жизнедеятельности человека, подчиняя и материальное производство, и сферу услуг.

Само слово "информация" (ипformatio) означает разъяснение, изложение. В Большом толковом словаре современного украинского языка замечено: информация - это сведения о каких-либо событиях, чью деятельность и т.д.., Сообщение о щось70. Несколько упрощенная трактовка значительно шире подают украинские ученые. Так, Л. Мельник, С. Ильяшенко, В. Касьяненко рассматривают дефиницию "информация" как "естественную реальность, содержит характерные признаки предметов и явлений природы, которые проявляются в пространстве и времени". Ученые П. Биленчук, Б. Романюк и В. Цимбалюк под информацией понимают совокупность (обозначенных терминами) взаимосвязанных организационных, правовых, политических, социально-экономических, научно-технических, производственных процессов, направленных на создание условий для удовлетворения информационных потребностей граждан и общества на основе выработки, развития и применения информационных систем, сетей ресурсов и информационных технологий, которые построены на основе использования современной вычислительной и коммуникационной техники.

Заметим, что в отечественной общественной географии также обращается внимание на термины и понятия "информация", "информационные ресурсы". Например, профессор А. Шаблий в работе "Основы общей общественной географии", обосновывая определения природных ресурсов, отмечает: к ним "... относятся все вещественные, энергетические и информационные свойства природной среды, которые прямо или косвенно могут удовлетворять жизненные потребности человека (общества ) ". Классифицируя природные ресурсы, ученый из группы ресурсов сферы услуг вместе с рекреационными, которые используют для физического и духовного оздоровления людей, выделяет научно-информационные ресурсы: генетический фонд (генофонд) территории, состоящей из двух субстанций - естественного и искусственного ("цивилизационного") происхождения. Последний сформировался в результате целенаправленной человеческой деятельности.

Итак, профессор А. Шаблий дефиницию "информация" как естественную реальность существенно дополняет именно "ресурсом" цивилизационного происхождения, подчеркивая, что "... ресурсы для удовлетворения научно-информационных потребностей человека и общества ... можно рассматривать как отдельную группу среди ресурсов для духовных потребностей ".

В свою очередь экономист-географ, ректор Таврического национального университета профессор М. Багров, характеризуя место географии как комплексной науки в информационном обществе, отмечает особенности развития, связаны с тем, что:

- Развитие компьютеризации даст доступ людям к надежным источникам информации и избавит их от рутинной работы, обеспечив высокий уровень автоматизации производства, труда;

- Его продукт станет "информационно емкие", а это приведет немалое увеличение доли инноваций, услуг в его стоимости;

- Производство информационного продукта, а не материального будет движущей силой существования и развития общества.

Большинство ученых рассматривают информационные технологии как основной фактор, влияющий на формирование социально-экономических основ новой общественной системы. Если сначала они были движущей силой для традиционных отраслей производства, то впоследствии, в связи с развитием и интенсификацией информационных обменов, их все шире стали применять на мировом рынке услуг, в частности в изучении туристического пространства и в организации туристического бизнеса.

Сегодня даже самые туристические фирмы готовы внедрять современные информационные технологии, которые способны в течение короткого периода давать необходимую информацию, в частности о транспортных средствах, возможности жилищно-гостиничного фонда, а также в автоматическом режиме осуществлять управленческие решения, связанные с реализацией туризма потребителями.

Благодаря объединению нашей планеты в единую телекоммуникационную компьютерную сеть, что произошло в 90-х годах XX в., Она стала основой мировой информационной системы и коммуникационных процессов. Информация в таких условиях принадлежит к весомым и даже дорогих ресурсов развития общества, повышения конкурентоспособности туристических фирм, стимулирование инноваций. Вследствие этого коммуникационные потребности можно реализовать виртуально через общение продавцов информации о туристических услугах (туроператоры и турагенты) с клиентами-потребителями, где производителями туристического продукта являются транспортные предприятия, гостиничные комплексы, экскурсионные бюро и др..

Итак, в условиях постиндустриального и информационного общества туристическая информация стала важной составляющей мирового информационного пространства, имея соответствующую стоимость и цену. Поэтому целесообразно рассматривать информационные ресурсы, в составе которых главное место занимают туристические информационные ресурсы. По выражению молодого ученого А. Шевчука, информационные ресурсы - это хранилище (запасы) информации различных типов и назначения.

Степень развития информационных ресурсов определяет общий уровень информатизации. Информатизация - это совокупность общественно-организационных, социально-экономических и научно-технических процессов, направленных на создание условий для удовлетворения информационных потребностей, которые в туризме сводятся к познавательной потребности в туристических услугах. Информатизация в туризме связана с внедрением компьютерных систем, что коренным образом изменило процесс развития туристических компаний. Это произошло вследствие использования централизованных систем обработки и хранения данных, систем планирования и контроля. Например, внедрение в гостиничный комплекс современных информационных технологий значительно упростило бронирование мест, совершенствует процедуру расчетов с клиентами, усилило контроль за доходами, оплатой труда, занятостью, улучшило сведения о транспортных средствах и т.д.. По выполняемым функциям ученый С. Юрченко разделяет компьютерные системы в туризме на три класса:

1. Главные технологические системы, где реализуют выполнение заказов клиентов, через доступ к главной компьютерной системы резервирования.

2. Вспомогательные системы, автоматизирующие функции турфирмы по оформлению необходимых документов.

3. Системы управления - информационно-радницьки системы, которые концентрируют информацию о деятельности фирмы и предназначены для принятия управленческих решений.

Всемирная туристическая организация пытается создать единую мировую унифицированную графическую информационную систему для туризма. Однако из-за разного обозначения одних и тех же объектов в разных странах мира она не создана.

Первичной базой для такой информационной системы, могут служить туристско-информационные центры, созданные в большинстве городов, а также селах мира, которые отличаются интерактивными туристическими ресурсами. Такие центры уже существуют и продолжают создаваться в Украине.

Возникает вопрос: что же такое информационные и информационно-виртуальные туристические ресурсы?

Российские ученые И. Зорин и В. Квартальнов в информационных туристических ресурсов относят информацию об объектах, расположенных на туристическом маршруте, которые отличаются исторической, художественной, научной или познавательной ценностью, содержат сведения о топонимике городов, сел, поселков, урочищ, повязкам связанные с ними легенды и мифы, посвященные им литературные произведения, научные труды, путеводители, карты, художественные альбомы, фотографии, аудио-и видеопродукты, даже о тех, кто владеет информацией и умеет передать ее в интересной для туристов форме.

Понятие "информационные туристические ресурсы" львовские ученые - авторы учебника "Международный туризм и сфера услуг" (К., 2008) трактуют как "совокупность форм и видов информации о конкретной территории или объекты, об истории территории, о культуре, природе и населении , полученную туристами непосредственно во время путешествия в процессе подготовки к ней или после подорожи80.

В связи с объединением нашей планеты в единую телекоммуникационную компьютерную сеть и превращением высоких технологий на генерирующую силу социально-экономического развития, что способствует тесной взаимосвязи стран, регионов, а следовательно - повышению их конкурентоспособности, использование информационных технологий в социальной сфере стало важным событием современности. Значение Интернета и других интерактивных мультимедийных систем для развития современного туризма трудно переоценить. Ведь в условиях новой информационной эры запросы потребителей радикально изменились. Они уже не хотят искать необходимую туристическую информацию в литературных источниках, а рассчитывают на немедленный ответ из современного Интернета. Специфика туризма в том, что в момент покупки нужного туристического продукта он существует только на сайте бронирования, где покупатель только виртуально (лат virtus - потенциальный, возможный, а также воображаемый, воображаемый в отличие от лат. Realis - действительный, существующий) пользуется туристическим продуктом . Особенностью такого ресурса является то, что предлагаемый товар такого ресурса нельзя попробовать, скажем, на ощупь или на вкус, прежде чем принять решение о покупке, - а использовать только на месте создания (производства) и расположения. В связи с этим понятие "информационные туристические ресурсы" приобретает несколько других очертаний, которые должны быть дополнены понятием "информационно-виртуальные туристические ресурсы". На наш взгляд, информационно-виртуальные туристические ресурсы - это банки данных о туристических объектах (средства размещения отдыхающих, достопримечательности и памятники, быт, обычаи народов и т.д.), набор и стоимость туристических услуг, существующая инфраструктура, представлены и доступны в цифровом или электронном виде (Интернет-страницы, интерактивные атласы и карты, средства оплаты и резервирования), используемые для удовлетворения потребностей современного потребителя туристических услуг. Они, а также совокупность технических средств (электронной техники, сетей и программ обработки данных с целью получения новой информации) создают информационную среду туристической сферы деятельности, в котором современные информационные технологии предоставляют доступ к таким информационно-виртуальных ресурсов, способствующих развитию туризма:

- Познавательные ресурсы (Интернет-страницы и виртуальные туры, на которых потребитель услуг может предварительно ознакомиться с местом поездки, достопримечательностями, ценами и сервисом услуг);

- Вспомогательные ресурсы (электронные атласы, электронные атласы дорог с привязкой к устройствам глобального позиционирования GPS, Интернет-карты, такие как Google Earth)

- Организационные ресурсы (электронные средства резервирования билетов на транспорт, гостиница, электронные средства оплаты).

Первая информационно-виртуальных ресурсов - познавательные ресурсы, преимущественно служат для получения информации об объекте туризма потребителем туристических услуг и использования на этапе планирования путешествий. Она дает

возможность определить место поездки, интересные объекты туристической инфраструктуры и наполняется обычно фирмами, которые предоставляют туристические услуги, и регионами, заинтересованными в расширении своего рынка туристических услуг.

Вторая группа - вспомогательные информационно-виртуальные ресурсы, которые могут быть использованы потребителями при осуществлении туристических путешествий. Наполнителем этих ресурсов есть узкоспециализированные фирмы, обычно специализируются на картографии и программировании. К ним относятся электронные атласы и карты: локальные (их можно реализовывать непосредственно в самих местах инфраструктуры туризма) и глобальные - (Google Earth) - очень популярный в последнее время ресурс, на котором можно посмотреть топографические и дорожные карты, фотографии местности всей планеты в очень большом масштабе и хорошем качестве.

Наполнителями третьей группы ресурсов фирмы и предприятия, осуществляющие бизнес-деятельность, связанную с объектами туризма (перевозчики, гостиницы и др.).. Возможность через Интернет забронировать места в гостинице, билеты на самолет или пароход снижают затраты времени на организационные процессы потребителей туристических услуг и экономят средства.

Содержание книги

19 Июня 2014
Новый город… Новая история… Новые эмоции…
12 Мая 2013
Храм Геркулеса расположен на Крепостной горе Аммана (Цитадель). Это настолько красивое место, что ощущение переплетения древних эп...
20 Апреля 2013
Продолжаю делиться с вами своими впечатлениями от поездки в Иорданию. Так как на Красном море мы уже побывали, осталось поехать еще...
09 Апреля 2013
Перед тем как мы планировали свою поездку в Иорданию, у нас был список мест, в которых мы хотим побывать. Одним из первых пунктов в этом...
27 Марта 2013
Гора Нево находится в западной части Иордании на высоте 817 метров над уровнем моря. Это одно из наиболее посещаемых святых мест этой с...
15 Февраля 2013
Петра является древнейшим городом, который сейчас расположен на территории Иордании. Я очень рада, что мне выпала возможность побыва...
  • Музеи

  • Дворцы

  • Замки

Яндекс.Метрика