You are here: 4.5. Инфраструктура туризма

4.5. Инфраструктура туризма

Термин "туристическая инфраструктура" - латинское словосочетание, состоящее из понятий "ипfrа" (под) и "sturtura" (строение, расположение), прошел длительный путь развития. В начале XX в. под инфраструктурой понимали комплекс сооружений, которые обеспечивали действия вооруженных сил, - склады, военные базы, полигоны и др.. В 40-х годах понятие "инфраструктура" начали использовать для группы отраслей, обеспечивающих функционирование промышленного и сельскохозяйственного производства. С. Юрченко отмечает, что этот срок с 50-х годов широко применяют в экономической литературе. Под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей и видов деятельности, которые обслуживают и производственную, и непроизводственную сферы экономики. По мнению же С. Синько и М. Скрынько, инфраструктура как составляющая экономики, представляет собой совокупность субъектов и специфических аккумулированных на определенной территории объектов общеэкономического назначения, удовлетворяют материальные, духовные и социальные потребности человека через предоставление комплекса услуг с целью создание общих условий для эффективного функционирования процесса общественного воспроизводства и нормальной жизнедеятельности человека.

В дальнейшем развитии понятия "инфраструктура" все больше внимания ученые уделяют его разделения по сферам деятельности человека: на производственную инфраструктуру, необходимую самому процессу производства, и на социальную инфраструктуру (здравоохранение, образование, культура, бытовое обслуживание и т.п.)., Что обеспечивают полноценную жизнь населения на локальном или региональном уровнях. Причем инфраструктуру рассматривают как комплекс отраслей и сфер деятельности, создающих общие условия для функционирования других отраслей.

Туристическая инфраструктура в нашем понимании - это совокупность предприятий, учреждений и заведений, деятельность которых направлена ​​на удовлетворение потребностей людей, участвующих в оздоровлении или отдыха, а также путей сообщения и транспорта и объектов размещения туристов, обеспечивающих условия стабильного функционирования. Мы рассматриваем ее целостной системой, состоит из двух подсистем: социальной и производственной, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены относительно обслуживающего субъекта. В свою очередь инфраструктура определенной мере формирует туристические регионы, способствует туристической специализации и профиля хозяйствования, ведь благодаря наличию инфраструктурных связей между отдельными объектами определяют качество обслуживания на той или иной территории.

Инфраструктуру отдельного территориально-туристического сочетание исследователи М. Рутинський и А. Стецюк рассматривают в таком сочетании услуг:

- По перемещению туристов (и в пределах региона посещения, и транзитным проездом его территории) различными видами транспорта;

- Гастрономические (обеспечение туристов питанием);

- Экскурсионные (услуги экскурсоводов, переводчиков, сопровождающих групп);

- Рекламно-информационные и сбытовые (услуги учреждений по бронированию мест на транспорте, в средствах размещения, информационно-туристических центрах, рекламных агентствах, медиа, издательствах и др..)

- Со удовлетворения познавательных, развлекательных и бытовых интересов;

- Торговых предприятий;

- Юридических, банковских и страховых учреждений;

- Контрольно-административных органов (пограничных, таможенных, милицейских служб, ОВИР и др..).

Развитие социальной инфраструктуры должно отвечать высоким стандартам обслуживания, ведь турист, удаленный от постоянного места жительства и максимально освобожден от повседневных забот, требует эффективного обслуживания в свободном времяпровождение. Здесь важное место принадлежит заведениям размещения туристов, общественному питанию, бытовому обслуживанию. Именно они могут создавать качественные параметры личного потребления человека, отдыхает.

Система общественного питания образуется за счет ресторанов разного класса, баров, кафе и столовых, пунктов быстрого приготовления пищи и самообслуживания. В структуру питания входят; завтрак, полупансион, полный пансион. Если пансион охватывает трехразовое питание, то полупансион - это двухразовое питание в течение туро-дня.

еду туристы рассматривают не только как физиологическую потребность, а как удовольствие, способ познания культуры, традиций народа в стране пребывания. Ведь национальная кухня - своеобразная визитная карточка народа. Например, венгерская кухня, характерна очень острыми блюдами, чем-то напоминает воспалительный характер этого народа.

При покупке тура необходимо знать, что у многих народов существуют ограничения или даже запрет на определенные блюда. Так, христиане, соблюдают посты, ограничивающие использование мясных блюд, а мусульмане не употребляют свинины.

Общественное питание по признакам подчиненности распределяют на объединенные в цепи и предприятия, которые работают автономно. Среди существующих ресторанных цепей

(Безусловно, здесь лидирует США) особенно возрастают цепи ресторанов, главной продукцией которых является гамбургеры и пицца. Из всех ресторанных цепей более 2/5 составляют сандвичи. Согласно существующей классификации, к категории сандвичи относятся: гамбургеры в ресторанах "Макдональдс", французские сандвичи "Сабвей" и "Текс / Мекс" - "Тако-Бен".

За последние годы особенно быстро развиваются рестораны, кафетерии в крупных торговых центрах, которые также могут функционировать и в популярных туристических центрах. Желательно, чтобы заведения общепита работали с постоянным контингентом, размещенным в туристических гостиницах, пансионатах, санаториях, с переменным контингентом (городские рестораны, кафетерии и др.).

По виду обслуживания учреждения питания делятся на такие, где организовано самообслуживания, и на такие, где обслуживают официанты. По форме собственности они могут быть частными или арендованными.


Важное место в предоставлении услуг занимают объекты размещения туристов. К основным таким учреждениям относятся гостиницы и аналогичные заведения, коммерческие и социальные учреждения размещения и специализированные учреждения размещения.

Заведения размещения туристов - это любые объекты, где туристам предлагают место для ночлега. По сути размещения туристов считают важнейшим сегментом туризма. Ведь комфортность таких объектов влияет на качество обслуживания. Основными заведениями размещения туристов гостиницы, мотели, турбазы, а все остальные - дополнительные. Отели - самый распространенный тип размещения туристов. Туристические потоки напрямую зависят от уровня их развития и качества услуг, которые они предоставляют. Качество мест проживания и обслуживания зависит прежде всего от обслуживающего персонала, а также материально-технической базы и предложенного сервиса.

К сожалению, до сих пор не существует единого критерия классификации гостиниц. Наиболее распространенной системой такой классификации является количество звезд. От одной звезды до пяти применяют во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае, Украине, России и других странах. Систему букв (A, B9C, D) используется в Греции, систему "корон" или "ключей" - в Великобритании. Система баллов (от 100 баллов - категория одной звезды и до 290 баллов, что соответствует пяти звездам и другие системы классификаций). Так, ассоциация гостиниц Северных стран (Дании, Швеции, Норвегии) ​​тоже построена по принципам звезд, но класс отеля определяют не звездами, а солнцами и под. США, в отличие от других стран, не использует официально утвержденную классификацию отелей. Американцы считают, что расширение цепей гостиниц с соответствующими системами является гарантией качества.

По размерам гостиницы делят на четыре категории: до 150 номеров, от 150 до 299, от 300 до 600, от 600 и более номеров. По стоимости номеров есть бюджетные (25-30 долларов) экономические (35-55) средние (55-95) первоклассные (95-195), а также апартаментного (65-125) и фешенебельные (125-145 долларов).


Кроме коллективных средств размещения, к которым относятся гостиницы и аналогичные заведения, а также специализированные учреждения, на туристических маршрутах могут предлагаться и индивидуальные средства размещения - квартиры, коттеджи, особняки, где турист может поселиться на правах аренды или даже бесплатно (у родственников).

Гостиничный бизнес является самостоятельным экономическим явлением. В развитии туризма он занимает надлежащее место, начиная с 90-х годов XIX в., Когда начали строить гостиницы для размещения отдыхающих. Сначала, как и сам отдых, они были сезонными. Но когда начал развиваться транспорт, уровень жизни стал выше, а курортно-туристические места - круглогодичный, отели тоже перешли на постоянное функционирование. Это обусловило определенные трудности для наполнения таких объектов, поэтому администрации начали использовать свои помещения для проведения конференций, съездов, различных совещаний и т.д.. Для удобства гостиничного бизнеса созданы гостиничные цепи - интегрированные цепи из однородных отелей и гостиничные консорциумы, объединяющие независимые гостиницы. Интегрированные гостиничные цепи продают однородные услуги. Все гостиничные цепи имеют соответствующие названия и знаки. Больше интегрированных цепей является в США, а в Европе - во Франции.

В современных условиях, благодаря использованию телекоммуникационных технологий и электроники, созданы компьютерные системы бронирования мест. Качественные изменения произошли в системе приобретения турпродукта: потребитель может сам составить тур-пакет, забронировать билеты и место в гостинице и путешествовать лично составленному маршруту.

Если объект общественного питания и размещения туристов являются непосредственными участниками в обслуживании туристов и находятся на территории туристических центров, бытовое обслуживание, больше тяготеет к постоянному населению. Это может создавать определенные трудности в быту для тех, кто отдыхает. Поэтому в местах их сосредоточения необходимо практиковать открытие приемных пунктов бытового обслуживания с полным комплексом услуг.

В производственной инфраструктуре весомым сегментом считают транспортную систему, сформированную из дорожной сети, транспортных средств, устройств. Дорожно-транспортная сеть в туристических регионах преимущественно комплексная, ведь здесь существуют многоцелевые связи - производственные, трудовые, туристические, созданные на основе железнодорожных, автомобильных, водных, воздушных дорог.

Важная составляющая туристической инфраструктуры - железнодорожный транспорт, удобный в перевозке любых категорий туристов, начиная от одиноких туристов и заканчивая специально организованными туристско-экскурсионными поездами местного и дальнего сообщения. Железная дорога уже более полутора веков участвует в развитии туризма, формировании туристических пассажиропотоков.

История формирования железнодорожной сети в странах мира тесно связана с хозяйственными, военно-стратегическими потребностями. Так, прокладка железной дороги в США имело целью не только хозяйственную, но и военно-стратегическую цель - осваивать земли так называемого Дикого Запада. К середине XIX в. строительство железных дорог развернулось почти во всех странах Европы и в США. В Азии, Африке, Австралии оно началось со второй половины XIX в. Если первая железная дорога в Англии была проложена 1825 г., то в Украине - в 1861 г. (Перемышль - Львов). Протяженность железных дорог мира в 1913 г. достигла 1 млн км. При всемирного кризиса 30-х годов прирост железнодорожной сети замедлился, а во многих развитых странах были даже закрыты и демонтированы преимущественно старые линии. В наше время наблюдается тенденция к сокращению протяженности железных дорог. Если в 50-х годах XX в. в мире она составляла 1320 тыс. км, то в середине 90-х - 1180 тыс. км.

На современном этапе железной функционируют в более чем 140 странах мира. Крупнейшие из них - Транссибирская (Москва - Владивосток) - 9332 км, Трансазийська (Стамбул - Тегеран - Дели - Дакка - Ситтачонг) - свыше 7 тыс. км; Трансканадська (Принс - Эдмонтон - Квебек) - 4,9 тыс. км; трансамериканское (Сан-Паулу - Ла-Пас - Антофага-ста) - более 3 тыс. км и др..

Плотность железнодорожной сети, которая измеряется количеством километров железнодорожного пути на 100 км2 территории, самая высокая в развитых странах. В Германии, например, она составляет почти 11 км/100 км2, Японии - более 7 км/100 км2, США - 1,7 км/100 км2, а в Африке 1 км железнодорожного пути приходится на 300 км2, Азии - на 200 км поверхности суши. В Украину плотность железнодорожной сети достигает 3,8 км/100 км2 Б2. Дальнейшее развитие железнодорожного транспорта с целью усиления его значение в формировании туристических пассаж-ропотокив должен развиваться по следующим напрямами53:

- Прокладка высокоскоростных магистралей;

- Повышение комфортности вагономисць к гостиничному уровня;

- Организация специальных туристических поездов на железнодорожном транспорте.

Введение Супербыстрая поездов с повышенной комфортностью является крайне необходимым мероприятием, чтобы можно было выстоять в конкуренции за современного требовательного ту-риста-путешественника. Первый такой поезд - шинксансен (шар-поезд) построено в Японии (1964 г.). Средняя скорость его движения достигла 210 км / час. В Европе поезда, которые успешно стали использовать для туристических перевозок, введены несколько позже. Во Франции поезда со скоростью 200-300 км / ч и повышенной комфортностью функционируют между Парижем и Марселем, Парижем и Леоном, Парижем и Каннами и др.. "Еигивиат" 50-километровый тоннель под Ла-Маншем - это высокоскоростная магистраль, соединяющая Париж с Лондоном за 3 часа. Железнодорожные путешествия традиционно самые популярные и среди немцев, англичан, швейцарцев.

За последние годы несколько больше заинтересовались железнодорожным туризмом и американцы. Здесь самые популярные такие маршруты: "Транс-Канада" (десятидобовий переезд из Ванкувера в Монреаль через Виннипег и Оттаву), "Транс-Америка" (12 суток из Вашингтона в Лос-Анджелес через Чарльстон, Новый Орлеан, Эль-Пасо и др.). , "Транс-Атлантика" (с Манагуа до южной окраины Южной Америки).

Для туристических перевозок используют специальные экспрессы в Австралии, которые соединяют Сидней с Перта. Железнодорожные маршруты есть в Индии, Индонезии, даже в Африке, проложенные от Претории до Кейптауна. Этот экзотический маршрут позволяет ознакомиться со всеми африканскими природными зонами.

В Украине тоже организуют железнодорожные туры: однодневные "снежные поезда", "грибные поезда" в Карпаты, непродолжительные (2-3 суток) - преимущественно для экскурсионно-туристических поездок школьников "Восток - Запад", "Запад - Восток". Значительно реже устраивают многодневные туры (от 5 дней).

На коротких дистанциях, а также на экскурсионных маршрутах, серьезно конкурируют с железнодорожным транспортом автомобильные перевозки. Роль автотранспорта, перевозящего туристов безрейсовимы, но добротной дорогами, очень весома. Особенно он удобен для перевозки туристов на незначительные расстояния. Правда, в результате прокладки современных дорог - автобанов - радиус выгодности перевозки туристов постоянно растет и может достигать более 1 тыс. км.

Автомобильный транспорт особую популярность среди туристов мира приобрел в период между двумя мировыми войнами. Этому способствовали не только увеличение количества автомобилей, но и открытие сети заправок, мастерских по их ремонту, организованных стоянок. Осуществляли реконструкцию старых и строительство новых дорог. В 1937 г. в мире насчитывалось 40 млн автомобилей. За последние 70 лет их количество увеличилось почти в 20 раз. Протяженность автодорог достигла около ЗО млн км, а протяженность автострад, специально строят для скоростного сообщения, также постоянно растет. Например, в США при общей протяженности автомобильных дорог 6370 тыс. км автострады составляют 73,1 тыс. км, Японии согласно - 1153 и автострад 53,3 тыс. км, Франции - 974,0, в том числе автострад - 7,9 тыс. . км, Германии-656, 0, в том числе автострад 11,1 тыс. км, Польше - 377 тыс. км, автострад 0,24 тыс. км, Чехии - 128, в том числе автострад 0,39 тыс. км. В Украину улучшенные дороги составляют более 160 тыс. км54.

Развивающиеся страны (Африка, Центральная и Южная Америка, большинство стран Азии), значительно отстают по протяженности дорог с твердым покрытием от развитых стран, но здесь доминирует автомобильный транспорт, который успешно используют для перевозки туристов на небольшие расстояния. Наибольшим препятствием для дальнейшего такого применения автомобильного транспорта, в том числе на дальние расстояния, является недостаточное количество современных дорог и высокая стоимость их строительства. Правда, в последние годы развивающиеся страны, особое внимание уделяется строительству международных трасс (автобанов). Так, в Америке строится Панамериканская дорога, которая соединит Канаду, страны Центральной Америки с Аргентиной и Чили. Интенсивно строят Трансамазонську путь сообщения Бразилии, Перу, Колумбии, Венесуэлы и других стран.

В Азы развита система дорог, соединяющая Индию с Турцией и европейскими странами. В Африке проложена асфальтная дорога через пустыню Сахара, которая соединяет Алжир со странами Гвинейского Затоки55.

Перспективный проект строительства планового автобана Лиссабон - Киев с разветвлением в Харьков и Москву, а далее - через Казахстан, Монголию до Китая. Важное значение для перевозки туристов на юг будут меридианные дороги, которые соединят северные страны с побережьем Средиземного и Черного морей.

Автобусный туризм, в частности международный, является относительно молодым. Он основан в 70-х годах XX в. После обострения конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было создано объединение автобусных перевозчиков - Совет "Евролиний" ("Еиrolines"), которое объединило 33 европейские страны. После подписания Шенгенского соглашения среднегодовой рост автобусных перевозок составил 1,5% бв. Особенно популярными стали международные туры выходного дня городами Европы. Автобусотуры продолжаются в течение года, поскольку на его развитие меньше влияют климатические условия.

Автобусные перевозки осуществляют и на собственных автобусах туристических фирм, а также на арендованных автобусах в независимых автотранспортных предприятий.

Популярными в наше время стали путешествия с использованием личного транспорта, прежде всего в выходные или праздничные дни. Это обычно поездки познавательного характера в историко-культурных памятников или оздоровительно-развлекательные (выезд на природу, в организованных мест отдыха).

Прокат автомобилей очень популярен, в частности в культурно-оздоровительных центрах, где работают автопрокатные конторы. Аренда автомобиля может даже входить в пакет услуг.

Одним из самых дешевых способов перевозки пассажиров-туристов специалисты считают водный транспорт, осуществляют с помощью пароходов, паромов, катеров. Очень популярен среди туристов круизный отдых, спрос на который постоянно растет. В мире круизные компании эксплуатируют сотни пассажирских судов. Основная техническая тенденция последних лет - увеличение размеров кораблей до 2 тыс. и более пассажиров-круизникив.

Крупнейший пассажирский лайнер мира - американский Oasis of the Seas («Оазис морей") - может разместить на 16 палубах 2160 членов экипажа и 6630 пассажиров.

Географию морских перевозок пассажиров определяет не сеть путей, как это характерно для автомобильного и железнодорожного транспорта, а расположение портов, морских каналов, задействованных в круизные маршруты. Важнейшими каналами мира является Суэцкий (длиной 161 км), Панамский (82 км) и Кильский (99 км). Всего в мире насчитывается 2 тыс. морских портов. На бассейн Атлантического океана приходится более 3/5 общего количества портов, отличаются также порты бассейна Тихого океана.

Продолжительность круизных путешествий различна: от 7 до 14 дней и более. Специалисты считают, что наиболее популярны однотижневи (около 40% всех круизов). Общепризнанными круизными маршрутами по летней навигации в Европе считают Средиземноморские и круизы фьордами Норвежского моря, а зимой - Карибским морем с посещением океан. Из зимних программ, которые предлагают тур-операторы, отличаются маршруты: Япония - Юго-Восточная Азия; Австралия - Новая Зеландия. Круизный бизнес на суперсовременных лайнерах имеет все возможности для дальнейшего развития.

Растет массовость воздушного, авиационного транспорта. Благодаря ему сокращаются сроки поездки, растут краткосрочные туры на большие расстояния.

Сейчас в мире насчитывается более 1300 авиакомпаний. В среднем ежегодно на авиарейсах перевозят 1500000000 человек. В обслуживании международных воздушных сообщений участвует более 1 тыс. аеропортив58. Самыми популярными авиакомпаниями среди международных пассажиров-туристов считают американские "Delta Airlines", "Pan American", "United", французский "Air France", немецкий "Lufthansa", британскую "British Airways" и др..

Сеть международных перевозок покрывает все туристические макрорегиона и субрегионы мира и более 150 стран мира.

Регулирующих авиаперевозки Международные авиационные организации. Авторитетная из числа мировых структур авиатранспорта Международная организация гражданской авиации (/ CAO), которая объединяет 183 государства. Известна также Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Туристические агентства участвуют в международных авиационных организациях через специальное отделение Международной организации агентов авиакомпаний, а также через международную организацию гражданских аэропортов.

Формы взаимодействия туристических фирм с авиакомпаниями происходят по допомогою59:

- Бронирование мест и выкупа авиабилетов через агентства авиакомпаний;

- Бронирование мест и выкупа авиабилетов через системы бронирования;

- Договоров с авиакомпаниями на квоту мест на регулярных авиалиниях;

- Заключение агентских соглашений и работы агентства по продаже авиабилетов для своих туристов;

- Организации чартерных рейсов для туристических перевозок.

Совершив все стадии контракта с авиакомпаниями, тур-агент должен выбрать самый выгодный контракт на туристические перевозки.

Спрос на авиатранспорт особенно возрос после внедрения реактивных двигателей в 50-х годах XX в. Благодаря этому европейцы, американцы могут отдыхать в самых регионах мира, в частности в туристических центрах Карибского бассейна, Средиземноморья, на островах Тихого, Индийского океанов, в Юго-Восточной Азии, Австралии и других регионах.

В авиационном транспорте высокими темпами растет использование широкофюзеляжных самолетов, которые специализируются на международных чартерных рейсах и считаются технологической основой современного туризма. В последние годы в связи с необходимостью экономии топлива и охраны окружающей среды растет популярность самолетов сокращенного и вертикального взлетел, благодаря чему можно будет успешно перевозить туристов на короткие (даже на однодневных маршрутах и ​​внутригородских рейсах) и средние дистанции, усилит конкуренцию между авиацией и автотранспортом.

Среди других инфраструктурных отраслей туризма главное место занимает сувенирное производство, основанное на создании и популяризации художественных образцов и учитывает национальные особенности территории, где проложены прежде всего международные туристические маршруты.

Содержание книги

19 Июня 2014
Новый город… Новая история… Новые эмоции…
12 Мая 2013
Храм Геркулеса расположен на Крепостной горе Аммана (Цитадель). Это настолько красивое место, что ощущение переплетения древних эп...
20 Апреля 2013
Продолжаю делиться с вами своими впечатлениями от поездки в Иорданию. Так как на Красном море мы уже побывали, осталось поехать еще...
09 Апреля 2013
Перед тем как мы планировали свою поездку в Иорданию, у нас был список мест, в которых мы хотим побывать. Одним из первых пунктов в этом...
27 Марта 2013
Гора Нево находится в западной части Иордании на высоте 817 метров над уровнем моря. Это одно из наиболее посещаемых святых мест этой с...
15 Февраля 2013
Петра является древнейшим городом, который сейчас расположен на территории Иордании. Я очень рада, что мне выпала возможность побыва...
  • Музеи

  • Дворцы

  • Замки

Яндекс.Метрика