You are here: Общие принципы и виды налогообложения туристической деятельности

12.1 Общие принципы и виды налогообложения туристической деятельности

Туристическая деятельность в Украине имеет определенные особенности по налогообложению основным налогам и сборам. Это обусловлено особым характером операций по предоставлению туристических услуг, предусматривающих широкое использование посреднических схем, и наличием специальных норм в Законе о НДС и Законе о прибыли.

Предлагаем взгляд доктора экономических наук, профессора, Юрия Иванова относительно налогообложения туристической деятельности.

Согласно ст. 1 Закона о туризме, к субъектам туристической деятельности относятся предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством Украины порядке и имеют лицензию на осуществление деятельности, связанной с предоставлением туристических услуг. Следовательно, юридическое или физическое лицо приобретает статус субъекта туристической деятельности при условии наличия регистрации и соответствующей лицензии. Закон о туризме не разъясняет, что следует понимать под регистрацией. Это, в свою очередь, позволяет достаточно широко трактовать "регистрационную" требование. Вполне понятно, что это условие выполняется в случае регистрации юридического или физического лица как субъекта предпринимательской деятельности. Вместе с тем в приведенном определении упоминаются не только предприятия, но и учреждения и организации. Последние два термина обычно применяются в отношении юридических лиц, предпринимательской деятельностью не занимаются. Кроме того, регистрации (внесению в соответствующий реестр) подлежат и неприбыльные организации. Однако вопрос о том, могут ли они квалифицироваться как субъекты туристической деятельности, прямо не урегулирован. С одной стороны, в определениях терминов "туризм", "туристическая деятельность" и "туристические услуги" не упоминается, что такая деятельность направлена ​​(или должна быть направлена) на получение дохода. Однако, с другой стороны, в ст. 3,4 и 11 Закона о туризме (касающиеся государственной политики в области туризма, финансирование соответствующего органа государственного управления и источников финансирования этой сферы экономики) упоминаются именно субъекты предпринимательской деятельности. В связи с такой законодательной неопределенностью, статус субъекта туристической деятельности все же должен определяться самим фактом регистрации, причем не обязательно в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

По организационно-правовой формы хозяйствования, формы собственности или ведомственной подчиненности, то эти обстоятельства, с точки зрения статуса субъекта туристической деятельности, никакой роли не играют.

Вторым критерием субъекта туристической деятельности является наличие у него соответствующей лицензии. Согласно п.50 ст.9 Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1775-ИИ "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" (далее - Закон № 1775), лицензированию подлежат:

- Организация иностранного туризма (прием и обслуживание иностранных туристов в Украине);
- Организация туризма (прием и обслуживание отечественных туристов в Украине);
- Организация зарубежного туризма (организация туристических поездок за пределы Украины);
- Экскурсионная деятельность (деятельность по организации путешествий, которые не превышают 24 часов, в сопровождении специалиста-экскурсовода по заранее составленным маршрутам с целью ознакомления с памятниками истории, культуры, природы, музеями, с выдающимися местами т.д.). Эти же виды туристической деятельности, которая лицензируется, перечислены и в ст. 13 Закона о туризме.

Одновременно между двумя законодательными актами существует определенное противоречие. Согласно Закону о туризме лицензированию подлежит организация массового и оздоровительно-спортивного туризма, а по закону № 1775 - нет (несмотря на то, что п.51 ст.9 этого Закона предусматривает лицензирования физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, к которой относятся организация и проведение спортивных занятий профессионалов и любителей спорта, а также деятельность по подготовке спортсменов к соревнованиям по разным видам спорта, признанным в Украине). Вместе с тем организация массового и оздоровительно-спортивного туризма может рассматриваться как разновидность одного из первых трех видов туристической деятельности, которая лицензируется (в зависимости от того, где предоставляются туристические услуги и кто является их получателем), а следовательно, получать лицензию на ее осуществление просто необходимо .

Для налогообложения туристической деятельности принципиальное значение имеет состав туристических услуг, к которым относятся услуги по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламного обслуживания, а также услуги учреждений культуры, спорта, быта, развлечений и т.п..

Вместе с тем туристическая деятельность может быть не единственным видом деятельности, т.е. наряду с продажей туристических услуг субъекты предпринимательской деятельности могут предоставлять и другие услуги, не связанные с туризмом (продажа санаторно-курортных путевок, организация обучения и стажировки и т.д.).

Особенностью туризма является то, что в основном место предоставления туристических услуг территориально удалено от места осуществления расчетов (приобретение путевки или оплата определенных услуг). И как следствие - такие услуги предоставляются, как правило, не разрозненно, а в комплексе, образуя "туристический продукт". Вместе с тем реализация туристической * путевки, для целей налогообложения, классифицируется все же как сделка по продаже услуг, а не товаров. Это признает и ГНАУ (письмо от 06.01.99 г. № 199/7/16-1121). Здесь необходимо напомнить, что согласно п. 1.4 ст. 1 Закона о НДС, продажа услуг - это любые операции гражданско-правового характера по предоставлению услуг, предоставлению права на пользование или распоряжение товарами, в том числе нематериальными активами, а также по предоставлению любых других, чем товары, объектов собственности в качестве компенсации, а также операции по бесплатному предоставлению услуг. Практически дословное определение содержится и в Законе о прибыли (п. 1.31 ст.1).

Еще одним следствием территориальной обособленности места приобретения (оплаты) туристических услуг от места их предоставления является то, что подавляющее большинство операций осуществляется не напрямую с субъектами туристической деятельности, которые обеспечивают прием туристов (гостиницы, туристические комплексы, пансионаты, предприятия питания, транспорта и т.д. ), а через различных посредников.

Эти посредники (в основном - туристические агентства) также являются субъектами туристической деятельности, предоставляя услуги по информационно-рекламному обслуживанию туристов, оформление документов, заказ транспортных билетов до места предоставления туристических услуг и другие связанные с обслуживанием туристов операции. Именно операции через таких посредников и имеют целый ряд существенных особенностей для целей налогообложения.

Деятельность туристических агентств осуществляется на основании договоров комиссии, поручения или агентских соглашений, которые действующей редакцией Гражданского кодекса Украины не предусмотрены, однако получили довольно широкое распространение в силу своей универсальности.

Агентские соглашения по своей сути охватывают отношения, регулируемые договорами комиссии и поручения, и в определенной степени "перекрывают" эти договоры. Правда, в законодательстве некоторых стран, в частности Российской Федерации, агентские соглашения сосуществуют с традиционными договорами поручения и комиссии. В связи с отсутствием законодательного определения агентских соглашений в Украине в случае возникновения хозяйственных споров агентские соглашения классифицируются хозяйственными судами или как комиссионные договоры, или как договоры поручения, в зависимости от существенных условий таких договоров.

Традиционно под агентскому соглашению понимают договор, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала.

При этом выбор, от имени кого агент будет осуществлять соответствующие действия, зависит от соглашения сторон, а если это не определено в договоре, - на усмотрение самого агента. А главным фактором, определяющим посреднические функции агента, является осуществление им действий за счет и в интересах принципала.

О туристической деятельности возможны два варианта заключения таких договоров.

1. Как принципал может выступать "производитель" туристических услуг - организация, обеспечивающая прием туристов, которая поручает посреднику осуществлять информационно-рекламную деятельность и продажу туристского продукта. В этом случае посредническую вознаграждение или выплачивает агентству непосредственно принципала, или ее удерживают из выручки от продажи туристических услуг конечному покупателю. Такая ситуация может возникать в случае продажи стандартизированного туристического продукта (стандартные туры).

Отличительным признаком агентского соглашения такого вида является также ее длительный, по сравнению с другими посредническими договорами, характер: агент обязуется совершать определенные действия, то есть имеются в виду длительные действия агента, повторяющиеся многократно в течение определенного времени, хотя на практике встречаются агентские соглашения без указания срока их действия.

2. Принципал выступает в роли конечного получателя услуг, что характерно для индивидуального туризма (заключение посреднического договора на приобретение туристских услуг по заказу клиента). В этом случае источником выплаты посреднической вознаграждения могут быть только средства заказчика-принципала.

Предметом агентского соглашения является предоставление посреднических услуг. Причем законодательством не предусмотрено никаких ограничений относительно рода и характера действий, осуществляемых агентом. Поэтому принципал имеет право поручать агенту выполнение любых действий (оформление документов, предоставление информационных услуг, оформление виз, бронирование отелей, приобретение транспортных билетов и т.д.).

Как и в договоре комиссии или поручения, предмет сделки должен быть конкретизирован в указаниях принципала, например путем указания вида и характера сделок, которые заключают, порядка и условий предоставления услуг и т.п.. Одновременно агентскому соглашению свобода как агента, так и принципала в части заключения аналогичных агентских соглашений может быть ограничена. Так, принципал имеет право требовать от агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских соглашений, выполняемых на той же территории, поскольку это может привести к ущемлению интересов принципала. Аналогичное предостережение может быть внесен в агентских соглашений и относительно принципала в целях ограничения конкуренции в сфере деятельности агента.

В рамках агентских соглашений возможно привлечение к выполнению поручения других посредников-субагентов, причем в некоторых случаях это может быть как продиктовано агентскому соглашению, так и запрещено ею. В случае заключения субагентских соглашения на предоставление туристических услуг ответственным перед принципалом за действия, совершенные в его интересах и за его счет субагентов, остается агент.

Следовательно, учитывая общие принципы и некоторые особенности в деятельности туристических предприятий и построена система учета и налогообложения.

Основными видами налогообложения туристической деятельности является система налогообложения, учета и отчетности на общих основаниях, предусмотренная законодательством, и упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, установленная Указом Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727 и Указом Президента Украины № 746/99 от 28.06.99 "О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727" Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства ".

Содержание

19 Июня 2014
Новый город… Новая история… Новые эмоции…
12 Мая 2013
Храм Геркулеса расположен на Крепостной горе Аммана (Цитадель). Это настолько красивое место, что ощущение переплетения древних эп...
20 Апреля 2013
Продолжаю делиться с вами своими впечатлениями от поездки в Иорданию. Так как на Красном море мы уже побывали, осталось поехать еще...
09 Апреля 2013
Перед тем как мы планировали свою поездку в Иорданию, у нас был список мест, в которых мы хотим побывать. Одним из первых пунктов в этом...
27 Марта 2013
Гора Нево находится в западной части Иордании на высоте 817 метров над уровнем моря. Это одно из наиболее посещаемых святых мест этой с...
15 Февраля 2013
Петра является древнейшим городом, который сейчас расположен на территории Иордании. Я очень рада, что мне выпала возможность побыва...
  • Музеи

  • Дворцы

  • Замки

Яндекс.Метрика