You are here: 5.1.4. Контроль в управлении туристической деятельностью

5.1.4. Контроль в управлении туристической деятельностью

В наиболее общем виде контроль - это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными. Контроль как функция менеджмента - это вид управленческой деятельности, которая обеспечивает возможность достижения организацией своих целей путем периодического оценивания, сопоставления текущих результатов с установленными планами (стандартами) и соответствующее их корректировки.

Есть три вида контроля.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация (не создание) определенных правил, процедур, линий поведения, в трех сферах:

- Человеческие ресурсы - речь идет об анализе деловых и профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретных задач организации;

- Материальные ресурсы - определяются требования к качеству сырья и ресурсов производственно-обслуживающей деятельности;

- Финансовые ресурсы - механизмом предварительного контроля в данном случае является бюджет: когда, сколько, каких средств (наличных, безналичных) необходимо организации.

На практике предварительный контроль требует разделения на две разновидности:

- Диагностический контроль (охватывает установлены измерения, параметры, измерители, эталоны, предупреждающие сигналы, которые свидетельствуют о проблемах в организации);

- Терапевтический контроль (выявляет отклонения от нормативов и позволяет принять исправительных мер).

Текущий контроль осуществляется в ходе выполнения работ и позволяет исключить отклонения от определенных планов и инструкций.

Такой вид контроля невозможен без эффективной обратной связи на всех уровнях горизонтального и вертикального разделения труда в турфирме. Чаще всего его объектом является сотрудник.

Заключительный контроль имеет целью избежания ошибок в будущем и формирует информационно-аналитическую основу планирования аналогичных работ в будущем.

Реализация функции контроля осуществляется в несколько этапов:

А - установление стандартов, определение временных границ и конкретных критериев оценки работы, которые становятся основой разработки показателей результативности.

Б - сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами, определение допустимости или относительной безопасности выявленных отклонений от стандартов. При этом оценивается масштаб этих отклонений, измеряются результаты, передаются и оцениваются сведения, касающиеся своевременного информирования о стандартах и ​​результаты.

В - принятие необходимых корректирующих действий, которые предусматривают выбор соответствующего поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение, пересмотреть стандарты.

В процессе контроля осуществляется мониторинг таких показателей функционирования турфирмы:

- Количество разработанных и реализованных туров;

- Качество обслуживания;

- Количество повторных обращений клиентов;

- Степень удовлетворения туристов предоставленными услугами и т.п..

Каждый показатель оценивается по соответствующей шкале, а результат

сопоставляется с запланированным. После этого выявляются отклонения, по которым можно определить направления корректировки работы менеджеров с целью повышения ее эффективности.

В практике менеджмента применяются различные организационные приемы и формы контроля: контроль (наблюдение) высших должностных лиц за действиями подчиненных, анализ документов; опрос (анкетирование) работников; заслушивание отчетов подчиненных на совещаниях, заседаниях, собраниях; запрос письменных отчетов о результатах работы за определенный период ( или результатов выполнения принятого решения). Значительно распространены также ревизии, аудит, судебный контроль.

В последние годы развивается еще одна система контроля - кон лет. Это целостная система, ориентированная на выявление шансов и рисков организации как внешнего, так и внутреннего характера, связанных с достижением стратегической цели. Контроллинг включает:

- Создание и использование соответствующей системы учета и отчетности;

- Выявление и анализ отклонений фактических затрат и общих результатов от плановых;

- Обеспечение обратной связи и предоставления руководству оперативной информации об отклонениях;

- Выявление недостатков и слабых мест в деятельности предприятия и их устранение.

Главное в понимании этой функции - оценка успешности выполнения определенных организацией планов и удовлетворения потребностей внутренней и внешней среды. В классическом менеджменте эту функцию понимают как вид управленческой деятельности, благодаря которому организацию можно направлять на нужный (правильный) путь, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами). Очень важно не превращать управленческую контроля в средство административных действий (наказаний).

Фактически система контроля обеспечивает связь между ожиданиями и реальными показателями деятельности организации, устанавливая отклонения от заданных показателей.

В практике управления является технология контроля, в основе которой положены требования-критерии:

- Эффективность контроля определяет успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с выявлением и предотвращением выявленных в процессе контроля недостатков, сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);

- Эффект воздействия на людей выясняет следующие вопросы: вызывает технология контроля положительные или отрицательные стимулы, стрессовые реакции (демотивация труда);

- Выполнение задач контроля заключается в том, что контроль должен определить меру совпадений или отклонений в системе управления организацией, способствовать исправлению отклонений и разработке эффективных решений;

- Определение границ контроля обусловлена ​​тем, что нельзя употреблять контрольных мероприятий без ограничений.

В теории менеджмента определяют и определенные условия (требования) эффективного контроля: стратегическая направленность, ориентация на конечный результат, соответствие делу, современность, гибкость, простота, экономичность.

На практике каждая управленческая функция побуждается другой, следовательно, функция контроля не является конечным пунктом всего процесса планирования, возникает своеобразный постепенное движение кругом: информация, полученная в процессе контроля, может использоваться на этапе планирования, организации и мотивации сотрудников и т.д..

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение функции контроля.

2. Назовите основные виды контроля.

3. Раскройте сущность основных приемов и форм контроля, которые используют в практике управления туристической деятельностью.

4. Назовите основные условия (требования) эффективного контроля.

5. В чем заключается сущность контроллинга?

Содержание книги

19 Июня 2014
Новый город… Новая история… Новые эмоции…
12 Мая 2013
Храм Геркулеса расположен на Крепостной горе Аммана (Цитадель). Это настолько красивое место, что ощущение переплетения древних эп...
20 Апреля 2013
Продолжаю делиться с вами своими впечатлениями от поездки в Иорданию. Так как на Красном море мы уже побывали, осталось поехать еще...
09 Апреля 2013
Перед тем как мы планировали свою поездку в Иорданию, у нас был список мест, в которых мы хотим побывать. Одним из первых пунктов в этом...
27 Марта 2013
Гора Нево находится в западной части Иордании на высоте 817 метров над уровнем моря. Это одно из наиболее посещаемых святых мест этой с...
15 Февраля 2013
Петра является древнейшим городом, который сейчас расположен на территории Иордании. Я очень рада, что мне выпала возможность побыва...
  • Музеи

  • Дворцы

  • Замки

Яндекс.Метрика