You are here: 3.2.1. Мотивация туристов

3.2.1. Мотивация туристов

Желание к перемене мест", тяга к путешествиям, познанию нового - туристические потребности - в широком смысле отражают необходимость в психофизиологическом и духовному развитию сил индивида. Психофизиологические потребности человека реализуются через питание, сон и движение. Духовно интеллектуальные - через познание, общение и оздоровления.

Удовлетворение потребностей требует определенного набора средств. В туризме средствами удовлетворения потребностей являются разнообразные блага - туристические объекты, которые имеют позитивную общественную пользу, а также туристические продукты и услуги, ценность которых оказывается благодаря тому, что субъект имеет определенный запас богатств (денег, свободного времени), которые дают ему возможность удовлетворить потребности определенной мотивации.

"Мотивы туризма" - это те побудительные причины, которые определяются биологическими и социальными потребностями и заставляют людей удовлетворять их, покупая туристический продукт. Есть большое количество мотивов, которые зависят от индивидуальных особенностей человека. Специальные исследования, основанные на признании приоритета "принципа деятельности", объясняют мотивацией не только выбор, но и поведение людей во время путешествия, и, соответственно, тот опыт, который развивают туристические потребности.

Основными считают культурные, природные, психологические, экономические мотивы.

Природные мотивы определяются природными объектами и явлениями, свойствами местностей, территорий, чрезвычайно привлекательными для туристов благодаря комфортным климатическим условиям, комплекса привлекательных (аттрактивных), например, элементов морских побережий и горных, лесных массивов и др.. Все они играют существенную роль в развитии определенных форм и видов туризма. Необходимо отметить, что природные элементы с точки зрения туризма очень полезны, поскольку удовлетворяют психологические и биологические потребности населения урбанизированных областей, для которого туризм является отдыхом, развлечением и изменением окружения.

Культурные мотивы - те элементы, которые охватывают всю культурное наследие страны, местности, предлагаемых туристам для осмотра, есть исторические места, археологические памятники, музеи, картинные галереи, народные промыслы и т.д..

Мотивы психологические побуждают к путешествиям, которые удовлетворяют психологические потребности человека. Доказано, что очень ограниченное количество людей выбирает повторное посещение мест, не считая случаи, когда при этом у них возникают сентиментальные причины или сильный экономический мотив. В случае постепенного увеличения доходов психологические мотивы влияют на большее количество принимаемых туристами относительно путешествий новыми местами.

Во всех экономических элементах, которые охватывают стоимость жизни в туристических центрах, стоимость путешествия и т.д. присутствуют экономические мотивы. Такие мотивы играют существенную роль в формировании недорогих туров и значительно влияют на поведение туристов со средним уровнем дохода.

Современные тенденции развития общества свидетельствуют, что духовно-интеллектуальные потребности менее стабильны, на них постоянно влияет изменчивое социально-экономическую среду. Например, возможности познания коренным образом изменились за последние 40-50 лет благодаря новым информационным носителям (телевидение, радио, Интернет и т.п.). В современном обществе растет дефицит удовлетворения рекреационных потребностей, связанных с рациональным питанием и сном, активным движением и др.. Именно такая ситуация обостряет кризис по этапу здоровья населения, снижает уровень сопротивления стрессам. Выход из такой негативной ситуации требует поиска эффективных видов рекреации, главным из которых является активный туризм.



Р.В. Макинтош предлагает функционально выделять:

Физическую мотивацию, по которой главной причиной путешествия может быть восстановление физических сил (отдых); оздоровлению (лечение); разгрузки для тела (спорт).

Психологическую мотивацию, которая основывается на необходимости отдыха для ума, желании отойти от повседневности, увидеть что-то новое, необходимость сменить обстановку и расслабиться и психологически восстановиться.

Межличностную мотивацию, которая предопределяется потребностью в установлении необходимых человеку социальных контактов, отличных от привычных (работа, семья, соседи и т.п.) - посещение друзей и знакомых, новые знакомства с путешественниками, местными жителями и т.д..

Культурную мотивацию, которая определяется желанием больше узнать о других странах (фольклор, музыку, искусство, религию, традиции, образ жизни и т.д.), удовольствием интереса, связанного с искусством, посещением спортивных мероприятий, а также религиозными причинами.

Мотивацию престижа и статуса, сущность которой основывается на потребности в развитии личности, подчиняется беспокойству репутацией, признании, увеличении внимания других людей. Развитие личности в этом случае может быть связано с профессиональной подготовкой, а также с повышением квалификации или переподготовкой.

Социологические опросы выявили тенденцию к мотивации путешествий факторами (факторная модель потребительской мотивации), которые реализуют желания:

- Изменить обстановку на новую, необычную, непохожими на повседневной;

- Отдохнуть и расслабиться;

- Посетить друзей и родственников;

- Больше узнать о других культурах;

- Принять участие в спортивных или развлекательных мероприятиях / или понаблюдать за ними.

Всего клиент (потребитель) связывает туризм с удовольствием, активным или пассивным отдыхом, досугом и развлечениями. Однако персональная идентификация туризма масс некоторые особенности в зависимости от возраста, образования, жизненного опыта, семейного положения, дохода и других факторов. На основе этого потребителей туристических услуг, как реальных, так и потенциальных, можно разделить на несколько групп по таким признакам, как общность понимания принципов отдыха и принятия аналогичных решений при выборе путешествия. Именно поэтому менеджер, предлагая туристический продукт, масс учесть факторы, которые выливают на мотивы выбора клиента определенной программы обслуживания.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается сущность учета потребностей человека менеджером туризма?

2. В чем заключается сущность различных составляющих мотивации туризма?

3. Которых поведенческих эффектов можно ожидать от туристов различной мотивации туризма?

4. Какие преимущества / недостатки факторной модели потребления по сравнению с другими подходами к классификации мотивов туристов?
Удовлетворения потребностей и спроса в туризме является сложным процессом производства, продажи и потребления товаров и услуг.
Реализация потребностей в отдыхе характеризуется такими признаками, как продолжительность, комфортность, безопасность. Основой обеспечения этих качеств является предоставление туристических услуг. Кроме того, спрос оказывается в цели путешествия: отдых, развлечениях, лечении, деловых, религиозных контакты.

Считается, что при классификации туристических путешествий решающее значение имеет их цель (мотив). На самом деле, путешествуя, турист ставит перед собой не одну цель, но в зависимости от индивидуальных потребностей туриста одна из них становится главной и доминантной.

Иерархическая модель потребностей А. Маслоу определяет последовательную систему мотивации психофизиологическими потребностями (пищей, водой, кислородом, сексом и т.д.) потребностями в самосохранении (безопасностью, стабильностью, порядком, защищенностью и т.д.), в любви (привязанность, семейными, общительными отношениями) ; признании (самоуважении, престиже, успехе, достижении определенных результатов); самоактуализации (самореализации).

Содержание книги

19 Июня 2014
Новый город… Новая история… Новые эмоции…
12 Мая 2013
Храм Геркулеса расположен на Крепостной горе Аммана (Цитадель). Это настолько красивое место, что ощущение переплетения древних эп...
20 Апреля 2013
Продолжаю делиться с вами своими впечатлениями от поездки в Иорданию. Так как на Красном море мы уже побывали, осталось поехать еще...
09 Апреля 2013
Перед тем как мы планировали свою поездку в Иорданию, у нас был список мест, в которых мы хотим побывать. Одним из первых пунктов в этом...
27 Марта 2013
Гора Нево находится в западной части Иордании на высоте 817 метров над уровнем моря. Это одно из наиболее посещаемых святых мест этой с...
15 Февраля 2013
Петра является древнейшим городом, который сейчас расположен на территории Иордании. Я очень рада, что мне выпала возможность побыва...
  • Музеи

  • Дворцы

  • Замки

Яндекс.Метрика