You are here: 5.1.3. Мотивация в туризме

5.1.3. Мотивация в туризме

Менеджмент туризма в своей деятельности ориентируется на два аспекта: мотивацию путешествий и мотивацию трудовых отношений.

Мотивационная функция управления пронизывает весь процесс принятия туристом решения об осуществлении путешествия. Цель поездки (мотив, побуждающий человека путешествовать) - это причина, без которой эта поездка не состоялась бы. Следовательно, выявление мотивов потребителей услуги - прямая задача и, соответственно, функция турфирмы, поскольку она позволяет:

- Сегментировать рынок туристических услуг;

- Определить целевые рынки, которые полагаются в основу разработки модели управления туристскими потоками и маршрутами;

- Спрогнозировать спрос на туристические услуги в будущем.

Особенно следует учитывать, что групповые поездки предусматривают

наличие одной цели, которая отвечает интересам всех членов группы, и одновременно - каждый член группы может иметь и свою, отличную от групповой, мотивацию. В связи с этим для менеджмента важно определить способ систематизации причин (мотивов) путешествий. Чаще отдельные мотивы не исключают, а дополняют друг друга и могут быть определены благодаря иерархической модели потребностей А. Маслоу, функциональной модели мотивации Р.В. Макинтоша, факторной модели потребительского мотивации, или типологии, социолога С. Плог, который разделяет тех, кто любит путешествовать на два типа:

• психоцентрикы предпочитают проверенные маршрутам, посещению популярных мест, где побывали уже тысячи туристов; их маршруты легко предсказать, они постоянны;

• аллоцентрикы, которые предпочитают новым неизвестным маршрутам, их характеризует интерес и склонность к приключениям, экзотики и необычных ощущений.

По наблюдениям специалистов вдвое больше туристов проявляют склонность к аллоцентризму, ныне является движущей силой развития турбизнеса.

Идентификация мотивации туриста позволяет максимально удовлетворить его потребности и предложить ему тур, который соответствовал бы его желанию.

Мотивация трудовых отношений - это понимание мотивации как совокупности стимулов, побуждающих работников к активной трудовой деятельности. Воздействуя на такие стимулы, можно достичь оптимальной производительности и совершенствования профессиональных навыков и умений персонала.

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации, ведь после проведения организационных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. Для этого используют:

а) стимулирование - побуждение работников с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование);

б) мотивировка - создание у сотрудников внутреннего стимула к работе. Важнейшими в этом случае является заинтересованность рабочих в труде, потребности в трудовой активности и удовлетворении от нее.

Традиционный подход к мотивации основывается на отношении к сотрудникам как к ресурсу, актива, который должен эффективно работать. Технический прогресс радикально изменил отношение людей к труду и их повседневной жизни. В связи с этим усложняются задачи менеджера: определение способов направления энергии людей на выполнение определенной работы, определения их существенных интересов, возможность дать шанс реализовать себя в процессе трудовой деятельности.

Различные теории психологического и организационно-экономического направления в изучении мотивации можно разделить на две группы:

- Содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних потребностей, побуждающих людей действовать так или иначе;

- Процессуальные теории мотивации (современные) не отрицают, что человек действует на основе мотивов и для удовлетворения потребностей, но основываются, в первую очередь, на определении того, как ведут себя люди с учетом воспитания и полученных знаний.

Поскольку структура потребностей человека определяется его местом в организации или ранее полученным опытом, можно сказать, что для мотивации нет единого лучшего средства (теории).

Наиболее известными содержательными теориями мотивации являются теории Маслоу, Д. Мак-Клелланд и Ф. Герцберга.


Иерархия потребностей А. Маслоу позволяет рассматривать мотивы деятельности людей в виде четкой иерархической структуры из пяти уровней потребностей. Потребности первого и второго уровней зачислены в первичных, другие - к вторичным. Потребность колотого следующего уровня становится определяющим фактором поведения человека только после того, как удовлетворены потребности низшего уровня, а потребность в самовыражении никогда не может быть удовлетворена полностью.

Однако практика показывает, что четкой иерархии, ступенчатой ​​структуры потребностей не имеет; удовлетворения одной из потребностей не всегда автоматически побуждает удовлетворения потребностей следующего уровня. Кроме того, такой подход не учитывает индивидуальные различия целей и интересов различных людей.

Теория потребностей Д. Мак-Клелланд основывается на идее, что в развитом обществе потребности низших уровней, как правило, довольны, и требует от последователей этого направления уделять особое внимание потребностям высшего уровня, в частности:

- Потребности власти (определяется желанием влиять на других людей, что свойственно не только карьеристам, но и энергичным работникам, которые пытаются отстаивать свои позиции);

- Потребности в успехе (удовлетворяется не путем провозглашения успеха работника, что подтверждает статус, а доведением работы до успешного завершения);

- Потребности в причастности (долучености) (подобная по смыслу мотивации А. Маслоу и характерна для людей, заинтересованных в налаживании дружеских отношений и т.д.).

Двухфакторная теория Ф. Герцберга акцентирует внимание на двух категориях факторов:

- Гигиены - политика фирмы, условия работы, заработок, межличностные отношения и степень непосредственного контроля за работой;

- Мотивации - успех, повышение по службе, признание и поощрение результатов работы, высокая степень ответственности и возможности творческого и делового роста.

При этом факторы гигиены не дают развиваться неудовлетворенности работой, а факторы мотивации активно влияют на поведение человека.

Процессуальные теории мотивации в первую очередь анализируют, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение человека определяется не только ими, но и социальными мотивами. Среди процессуальных теорий мотивации наиболее популярными стали теории ожиданий, теория справедливости и модель Портера - Лоулера.

Согласно теории ожиданий мотивация зависит не только от наличия активной потребности, но и от других факторов:

• ожидания возможного результата;

• ожидания вознаграждения за этот результат;

• ожидания ценности вознаграждения.

При этом ожидания рассматривается как оценка личностью вероятности определенного события, а основная мысль этой теории состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к получению желаемого результата.

По теории ожиданий, мотивация и удовлетворение работника зависят от того, насколько ожидаемое вознаграждение соответствует результатам его труда. Если человек не будет чувствовать четкого соответствия (связи) между достигнутым результатом и ожидаемой вознаграждением, мотивация будет ослабевать и работник будет стараться минимизировать затраты своего труда.

Таким образом, эта теория подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда - результат; результат - вознаграждение; вознаграждение - валентность (удовлетворение вознаграждением).

Теория справедливости дополняет теорию ожиданий, констатируя, что люди не только определяют соотношение полученного вознаграждения и затраченных усилий, но и сопоставляют собственное вознаграждение с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Собственно, люди по-разному распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, поэтому оценки вознаграждения и затраченных усилий всегда субъективны. Те сотрудники, которые считают, что им недоплачивают, могут либо работать менее интенсивно, либо пытаться повысить свое вознаграждение. Избежать дисбаланса можно именно таким способом.

Л. Портер и Е. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и справедливости. В их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.

Согласно этой модели результаты, достигнутые сотрудником, за-зависят от приложенных им усилий, способностей и характерных особенностей, а также от осознания своей роли в процессе труда. Уровень затраченных усилий зависит от ценности вознаграждения, а также от того, насколько человек верит в устойчивую связь между этими усилиями и возможным вознаграждением, т.е. от уверенности работника в стабильности вознаграждения за свой труд.

Достижения соответствующего уровня результативности могут вызвать как внутренние (чувство удовлетворения, самоуважение), так и внешние (похвала руководителя, премия, повышение по службе и т.п.) вознаграждения. Удовольствие - это результат внутренних и внешних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение является измерением того, насколько ценной самом деле вознаграждение. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.

Один из важнейших выводов из этой модели заключается в том, что результативный труд ведет к удовлетворению и, соответственно, способствует повышению результативности труда.

Рассмотренные теории помогают выбрать оптимальные сочетания подходов к решению задач мотивации работников на конкретном туристическом предприятии или в туристической организации. При этом необходимо понимать, что каждый человек имеет собственные потребности, мотивы, по-разному реагирует на стимулы, самостоятельно строит свое поведение в той или иной ситуации в зависимости от различных факторов.

Поскольку путей мотивации много, менеджер должен:

1) определить набор критериев, принципов, которые больше всего влияют на поведение сотрудников. Эти критерии в единстве формируют у него свою, личную, философию, которая определяет его поведение. Благодаря формированию такой философии, менеджер может создать рабочую среду, которая будет способствовать мотивации сотрудников;

2) создать атмосферу, благоприятную для мотивации рабочих;

3) активно общаться с сотрудниками, поскольку человек должен четко представлять, чего от нее хотят. им необходимо говорить о качестве выполненной ими работы, ведь обратная связь является основой для мотивации.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные теории мотивации и выберите их классификацию.

2. Дайте характеристику содержательных теорий мотивации.

4. Дайте характеристику процессуальных теорий мотивации.

5. Опишите иерархию потребностей А. Маслоу с позиций управления мотивацией туристов и труда в туризме.

6. Охарактеризуйте основные элементы теории Д. Мак-Клелланд с точки зрения управления мотивацией туристов и труда в туризме.

7. Объясните основные положения двухфакторной теории Ф. Герцберга с точки зрения управления мотивацией туристов и труда в туризме.

8. Сформулируйте основные положения теории ожиданий и теории справедливости с точки зрения управления мотивацией туристов и труда в туризме.

9. Опишите комплексную модель Портера - Лоулера с точки зрения управления мотивацией туристов и труда в туризме.

Содержание книги

19 Июня 2014
Новый город… Новая история… Новые эмоции…
12 Мая 2013
Храм Геркулеса расположен на Крепостной горе Аммана (Цитадель). Это настолько красивое место, что ощущение переплетения древних эп...
20 Апреля 2013
Продолжаю делиться с вами своими впечатлениями от поездки в Иорданию. Так как на Красном море мы уже побывали, осталось поехать еще...
09 Апреля 2013
Перед тем как мы планировали свою поездку в Иорданию, у нас был список мест, в которых мы хотим побывать. Одним из первых пунктов в этом...
27 Марта 2013
Гора Нево находится в западной части Иордании на высоте 817 метров над уровнем моря. Это одно из наиболее посещаемых святых мест этой с...
15 Февраля 2013
Петра является древнейшим городом, который сейчас расположен на территории Иордании. Я очень рада, что мне выпала возможность побыва...
  • Музеи

  • Дворцы

  • Замки

Яндекс.Метрика