You are here: 2.3. Развитие менеджмента на этапе становления социального туризма

2.3. Развитие менеджмента на этапе становления социального туризма

Рыночная ситуация, которая сложилась в США и странах Западной Европы в первой половине XX в., Стала еще одним толчком к формированию рынка путешествий, который требовал профессиональной подготовки специалистов по менеджменту. Функции агентов транспортных компаний и менеджеров из путешествий взяли на себя разнообразные туристические бюро, ассоциации, агентства, компании и фирмы, которые предоставляли большой спектр услуг. В туристической индустрии появилось много малых предприятий (агентства, семейные отели, придорожные рестораны и т.п.), которые функционировали независимо друг от друга, без всякого централизованного управления, но все они нуждались эффективного менеджмента.

Развитие транспорта в начале XX в. имел непосредственное влияние на туризм. Скорость, дальность, комфортность переездов постоянно росли. Для путешествий и экскурсий используя железнодорожный транспорт, речные и морские корабли, а несколько позже и автомобильные.

Достижения менеджмента как науки также сказались на развитии менеджмента в туризме.

Теоретической базой развития менеджмента в период развития индустриальных отношений стали труды Ф. Тейлора (1856-1915), основателя школы научного управления. Его заслуга состоит в рассмотрении не эффективности человека, а эффективности деятельности организации, благодаря чему менеджмент стали признавать самостоятельной отраслью научных исследований. В работах "Управление циклом" и "Принципы научного менеджмента" Ф. Тейлор предложил методологическую основу научной организации труда, он доказал необходимость применения стандартизации, рационализации и нормирования труда, предложил новые научные подходы к подбору, расстановки кадров и стимулирование работников; предложил четкую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составляющими которой является математический способ расчета себестоимости, дифференцированная заработная плата, методы изучения времени и движения и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.

Последователи Ф. Тейлора - супругов Ф. и Л. Гилберт, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Г. Форд - считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения . Для этой школы характерно внимание к стимулированию с целью заинтересованности работников в увеличении производительности труда и объемов производства. Представители школы научного управления защищали потребность отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Ф. Тейлор и его современники признавали, что управленческая работа - это определенная специальность, организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она может сделать лучше.

Г. Ганнт (1861-1919), один из учеников Ф. Тейлора, рассматривал производство как замкнутый цикл. Он считал, что усовершенствовать механизм функционирования предприятия можно путем обновления системы формулировка задач и распределения поощрений и премий. Г. Ганнт является пионером в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий. Изобретенная им система зарплаты сегодня отражена в почасовой и сдельной формах труда.

Становление науки об управлении связывают с именами супругов Гилберт. Они провели исследования в области трудовых отношений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места. Ф. Гилберт первым использовал фотоаппарат и кинокамеру для исследования движений рабочих, что позволило ему разработать так называемые самократы. Л. Гилберт первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой.

Талантливым последователем Ф. Тейлора был Т. Эмерсон (1853-1931). В 1900 г. вышла его книга "Производительность как основная засада для управления и оплаты труда", а в 1912 г. его главный актив - "Двенадцать принципов производительности труда". В этой работе сформулированы 12 актуальных сей правил управления, обеспечивающих рост производительности труда.

Генри Форд (1863-1947) - основатель американского автомобилестроения. Он разработал теорию, которая получила название "фордизм". Сущность ее заключается в том, чтобы высоко оплачивать труд каждого работника, обеспечивать надлежащее состояние техники, приучать людей уважать себя и других, широко использовать научные знания в организации производства и управления им.

Таким образом, к 1920 г. сформировалось целое направление в исследованиях - первая научная школа, получившая название школы научного менеджмента. В основу учения этой школы положены следующие принципы:

- Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения заданий;

- Отбор работников, которые наиболее подходят для выполнения определенных задач, и их обучение;

- Обеспечение рабочих необходимыми ресурсами;

- Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда;

- Выделение планирования в автономную функцию управления;

- Становление менеджмента как самостоятельной науки;

- Формулирование функций менеджмента.

Школа научного управления обосновала необходимость управления процессами труда с целью повышения ее производительности, сформулировала принципы и методы его научной организации и фактически вывела на первое место задачу мотивации. Основная задача школы научного менеджмента состояла в достижении более высокой отдачи от труда на основе авторитарного стиля руководства и определяло переход от принципа надзора за трудом к принципу ее организации на научных принципах. Однако недостатком этой школы является акцентирование на внешнем контроле, а не на управлении непосредственно.

Административная школа предложила собственную концепцию совершенствования процесса управления, согласно которой весь управленческий процесс делится на несколько функциональных этапов (планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство и контроль), а также разработала принципы управления: разделение труда, авторитет и ответственность власти, дисциплина , единство руководства, единство распорядительства, подчинение частного интереса общему, вознаграждение за труд, баланс между централизацией и децентрализацией, координация менеджеров одного уровня, порядок, доброта и порядочность, справедливость, устойчивость персонала, инициатива. Принципы управления, которые были разработаны А.Файолем (1841-1925), следует признать самостоятельным результатом науки управления, администрирования (отсюда и название - "административная школа").

Основываясь на учении А. Файоля, в 1920-е годы было сформулировано понятие об организационной структуре фирмы, элементы которой являются системой взаимосвязей, серией взаимосвязанных непрерывных действий - функций управления.

Из других представителей административной школы можно назвать М. Блюмфилда, который разработал концепцию менеджмента, или управления рабочей силой (1917), и М. Вебера, предложившего концепцию рациональной бюрократии (1921). Последний дал характеристику идеальных типов управления и выдвинул положение, согласно которому порядок, который устанавливается правилами, является наиболее эффективной формой человеческой организации.

Школу научного управления и административную школу называют классическими. Основной чертой классических школ является то, что ими определяется только один способ достижения эффективности производства. В связи с этим цель "классических" менеджеров состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и приемлемый для всех метод управления. Классические школы обосновывали необходимость бюрократической модели управления. Признавая значение человеческого фактора, классические школы, однако, ставили целью решения задач эффективной мотивации труда.

Первая мировая война 1914-1918 pp. приостановила развитие международных туристических связей. Однако военные нужды способствовали совершенствованию железнодорожного и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозки людей начали использовать авиацию. После войны начался новый этап развития международного туризма, что прежде всего связано с возрастанием роли США на мировой арене и активизацией американского капитала в Европе. Довольно быстро объем международного туризма и путешествий достиг довоенного уровня, а через 3-4 года превышал его почти во всех странах.

В 1920 г. значительно расширились географические масштабы иностранного туризма. Так, до войны большинство туристов выезжали в Италии и Швейцарии, а после ее окончания практически все государства Европы стали задействованными в сфере туризма. Фактором, который значительно повлиял на развитие туризма, стал бурное развитие автомобильного и авиационного транспорта. Например, в конце 1930-х годов ежегодно около 10 тыс. туристов из Англии путешествовали автомобилями Европой. В 1935 г. маршруты их путешествий достигли Москвы и Ленинграда.

Совершенствуется морской транспорт. Строятся гигантские для того времени лайнеры - "Сириус", "Луизитания", "Мавритания", "Император", "Фатерланд". Высокая стоимость путешествий на морских судах предопределяла жесткой конкуренции между владельцами кораблей. Однако путешествия морем в то время еще не сформировались в комплексный продукт, который со временем получил название "круиз".

Первая мировая война, экономическая депрессия 1930-х годов негативно сказались на сфере туризма. Кроме того, в конце 1930-х годов в Италии, Германии, Португалии, Испании утвердились фашистские режимы, которые со временем распространились и на отдельные страны Восточной Европы. Однако в странах с благоприятной политической ситуацией массовый туризм продолжал развиваться. Например, если до Первой мировой войны число американцев, выехавших за рубеж составила 287 тыс. человек, то в 1923 г. - 308 тыс., а в 1930 г. - 447 тыс. человек. В 1924 г. в Англии на базе четырех авиакомпаний была создана одна - "Imperial Airways", соответственно возросла и количество пассажиров, которые воспользовались ее услугами (1926 г. - 16 тыс. человек, 1932 г. - 48,2 тыс., 1938 г. - 222 тыс. человек).

Именно в это время правительства стран Европы обращают внимание на необходимость управления развитием международного туризма. В 1925 г. в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма (МКОАПТ), в котором приняли активное участие 14 европейских стран. В 1927 г. состоялся Международный конгресс официальных туристических организаций (MKOTO), а в 1930 г. был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСОПТ).

Перед Второй мировой войной возрастает количество морских перевозок. В Швейцарии по инициативе Г. Дуттвайлера, основателя туристической фирмы "Отельплан" (1935), был разработан ряд планов путешествий, рассчитанных на людей с невысокими доходами. Даже в Германии в условиях нацистской политики Гитлера происходило содействие развитию массового туризма. Проявляя заботу об элитности нации, глава государства хотел видеть немцев здоровыми как физически, так и психологически. Правительство Германии способствовал организации групповых туров с использованием железнодорожного и морского транспорта. Так, за период 1934-1938 pp. количество путешествий туристов из этой страны выросло с 2,3 млн до 10,3 млн человек.

Своеобразной была ситуация на территории СССР. После революции (1917) и до 1936 г. создаются социально-экономические условия для развития массового социального туризма, а также происходит организационное становление экскурсионного и туристического движения.

В 1920 г. создано Объединенное лекционно-экскурсионное бюро, открыто первые шесть экскурсионных станций. В 1921 г. в Петрограде открыт научно-исследовательский экскурсионный институт. В 1923 г. возобновлена ​​деятельность Русского общества туристов (РОТ). Тогда же было ликвидировано Объединенное лекционно-экскурсионное бюро и создано акционерное общество "Советский турист" ("Радтур"). В 1929 г. РОТ было преобразовано в Общество пролетарского туризма (ТПТ), а также появилось Общество по иностранному туризму в СССР - "Интурист". В 1930 г., в результате слияния ТПТ РСФСР с AT "Радтур", создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий, которое решало следующие задачи:

- Широкое ознакомление народных масс со страной и природными богатствами, подлежащих освоению;

- Организация массового обмена производственным опытом;

- Активное участие в укреплении оборонной способности страны, здоровья людей;

- Патриотическое воспитание и повышение культурного уровня трудящихся, участие туристов в общественно полезном труде.

Туристско-экскурсионная работа велась по трем направлениям - производственным, сельскохозяйственным, краеведческим.

В целом развитие туризма до второй мировой войны характеризуется непритязательностью по услугам, стандартностью их набора. Программы обслуживания туристов не отличались разнообразием, поскольку элементарные туристические услуги, из которых они формировались, удовлетворяли потребителей. Такая ситуация предоставляла туроператорам возможности формировать для этого рынка унифицированные пакеты туруслуг.

В 1930-е годы формируются предпосылки для преодоления ограничений классических школ менеджмента, в результате чего появляется школа человеческих отношений.

В основу этой школы положены достижения психологии и социологии. В науке управления состоялось переносом усилий: от выполнения технических заданий к отношениям между людьми. Главное внимание начали уделять не задаче как таковом, а работнику ("человек - главный объект внимания").

Реформатором в этой сфере следует считать Р. Оуэна, который считал, что предприятие как организация слишком много времени тратит на уход за оборудованием и машинами и мало заботится о людях. Однако непосредственно возникновение школы человеческих отношений связывают с именем немецкого психолога Г. Мюнстерберг (1863-1916), создавший первую в мире школу промышленных психологов. В книге "Психология и промышленная эффективность" он сформулировал основные принципы, согласно которым следует проводить отбор людей на руководящие должности, и разработал большое количество тестов для определенных профессий совместимости рабочих, проблемы утомляемости и т.п..

Большой вклад в развитие теории и практики человеческих отношений принадлежит Э. Мэйо (1880-1949), который утверждал, что группа рабочих - это социальная система, в которой есть собственные отношения контроля. Он считал, что воздействуя на такую ​​систему определенным образом, можно улучшить результаты труда. Исследуя влияние различных факторов (условий и организации труда, зарплаты, межличностных отношений и стиля руководства) на производительность труда, Э. Мэйо пришел к выводу об особой роли человеческого фактора. Ему удалось создать социальную философию менеджмента, основанная на системе человеческих отношений. Школа человеческих отношений стала противовесом научном и административном направлениям, поскольку внимание акцентировалось на людях, а не на проблемах производства.

Главная идея школы человеческих отношений заключается в том, что обычное внимание к людям имеет большее влияние на производительность труда, а повышение производительности труда должно происходить путем повышения эффективности человеческих ресурсов. Открытый Э. Мейо "Хоторнский эффект" свидетельствует о том, что производительность труда и количество продукции зависят не столько от условий труда, сколько от социальных и психологических факторов.

Среди других ученых этого направления можно выделить М. Фоллет, которая проанализировала различные стили управления и разработала теорию лидерства, а также выдвинула идею о гармонии труда и капитала, которой можно достичь благодаря правильной мотивации и учету интересов всех заинтересованных сторон. Она сделала попытку соединить три школы: пауков управления, административную и школу человеческих отношений - и определила менеджмент как "достижение целей предприятия путем воздействия на других людей".

Идеи школы человеческих отношений развивались и после Второй мировой войны.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие факторы побудили к развитию туризма в начале XX в.?

2. Какая заслуга Ф. Тейлора и его последователей в развитии менеджмента как науки?

3. В чем заключается сущность вклада в теорию менеджмента представителей административной (классической) школы?

4. Охарактеризуйте тенденции развития мирового туризма с начала XX в. до Второй мировой войны.

5. Выявить и назовите основные отличия административной школы менеджмента от научной школы и школы человеческих отношений.

Содержание книги

19 Июня 2014
Новый город… Новая история… Новые эмоции…
12 Мая 2013
Храм Геркулеса расположен на Крепостной горе Аммана (Цитадель). Это настолько красивое место, что ощущение переплетения древних эп...
20 Апреля 2013
Продолжаю делиться с вами своими впечатлениями от поездки в Иорданию. Так как на Красном море мы уже побывали, осталось поехать еще...
09 Апреля 2013
Перед тем как мы планировали свою поездку в Иорданию, у нас был список мест, в которых мы хотим побывать. Одним из первых пунктов в этом...
27 Марта 2013
Гора Нево находится в западной части Иордании на высоте 817 метров над уровнем моря. Это одно из наиболее посещаемых святых мест этой с...
15 Февраля 2013
Петра является древнейшим городом, который сейчас расположен на территории Иордании. Я очень рада, что мне выпала возможность побыва...
  • Музеи

  • Дворцы

  • Замки

Яндекс.Метрика