You are here: 1.3.1. Рыночная сущность туризма

1.3.1. Рыночная сущность туризма

С учетом рыночных особенностей принято различать следующие общие составляющие индустрии туризма:

- Рынок услуг для туристов (travel market) - фактически, рынок туристических услуг;

- Рынок услуг для проведения досуга (leisure time market).

Каждый из них масс свою специфику относительно моделей и механизмов управления предприятиями.

Рынок туристических услуг - это сфера реализации специфического продукта, который производит индустрия туризма.


Рынок туристических услуг отличается от любых других рынков, прежде всего сложной структурой, динамичностью развития, вместимостью - это характеристики, которые подчеркивают его своеобразие и потребительскую ориентацию. Активная конкурентная борьба субъектов рынка способствует повышению качества туристических услуг, разнообразию туристических предложений.

Субъектами туристического рынка является:

- Туроператоры - юридические или физические лица, занимающиеся изготовлением, продвижением и реализацией туристического продукта;

- Исполнители туристических услуг - это гостиницы, рестораны, транспортные компании (компании-перевозчики), учреждения культуры (парки, музеи, театры и т.п.), спорта (клубы, стадионы и т.д.), лечебно-оздоровительные учреждения и др.. Они являются национальными и иностранными контрагентами, которые поставляют туроператорам услуги, входящие в тур;

- Турагенты - юридические или физические лица, занимающиеся продвижением и реализацией туристического продукта, посредники;

- Потребители туристического продукта - любые физические лица, использующие, покупают или собираются приобрести туристические услуги (турпродукт) для личных нужд.

Продавцы туристических услуг - это юридические или физические лица, участники рыночного процесса, не уступающие правом собственности на услугу (пакет услуг) покупателю в обмен на деньги (туроператоры, турагенты).

Покупатели - юридические или физические лица, участники рыночного процесса, которые покупают права собственности на услугу (пакет услуг) у продавца в обмен на деньги.

Производство, продажа, продвижение турпродукта к потребителю регулирует закон соотношения спроса и предложения, уравновешиваются путем маркетинговой деятельности рыночных субъектов.

Маркетинг - современная система управления производственно-сбытовой деятельностью, основанная на комплексном анализе рынка и включает изучение потребностей, запросов потребителей в товарах и услугах, приобретение их в результате реализации соглашений.


Нужды людей многообразны и сложны: физиологические потребности в пище, тепле и безопасности; социальные нужды духовной близости, влияния и привязанности; личные нужды знаний и самовыражения. Они не формируются усилиями рекламных агентов, а обусловлены природой человека. Человеческая потребность - это потребность, которая имеет специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и особенностей человека. В процессе развития общества растут и потребности его членов, они наталкиваются на все большее количество объектов, которые вызывают их интерес, любопытство и желание. Поэтому туристические организации целенаправленно действуют для стимулирования желания осуществить туристическое путешествие, формируя связь между тем, что они предлагают, и потребностями людей. В таком случае туристическая услуга пропагандируется как средство удовлетворения одной или ряда специфических нужд.

Запрос на туристическое предложение - это потребность осуществить туристическое путешествие, подкрепленная покупательной способностью. Потребности людей практически безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек будет выбирать те товары и услуги, которые предоставят ему наибольшее удовлетворение за ее финансовых возможностей.

Ассортиментом выбора в сфере туризма называют все туристические услуги, способные удовлетворять потребности потребителей. Чем больше услуга желаниям потребителя, тем большего успеха достигает туристическая организация. С этой целью она должна находить потенциальных потребителей, выяснять их потребности, а затем создавать услугу, которая больше удовлетворяла эти потребности.

Реализация соглашений по предоставлению туристических услуг юридически оформляет процесс взаимодействия туристов и туристических организаций. Все вопросы, связанные с организацией отдыха, проживания, перемещения, экскурсионного обслуживания подробно оговариваются в договорах. Таким образом, все процедуры по предоставлению туристического продукта или услуги имеют юридическую основу и законодательно защищены. Этот аспект значительно влияет на выбор потребителями туристической организации.

Неотъемлемой частью туристического предложения является договор на предоставление туристической услуги, в котором оговариваются все основные условия покупки туристической поездки - объем услуг, стоимость, сроки, ответственность сторон, гарантии безопасности, страхование туриста подобное.

Основу маркетинга в туризме составляет разработка программы производства туристической услуги, исследование рынка, налаживание коммуникаций, организация доставки услуг, предлагаемых и процесса их производства, установление цены, развития деятельности вспомогательных служб и др..

Важнейшая черта маркетинга - это определенный образ мышления, подход к принятию решений с позиций наиболее полного удовлетворения требований потребителя, рыночного спроса. Без этого невозможно достичь высокого качества, конкурентоспособности туристического продукта, закрепление позиций компании на рынке.

Принципы маркетинга - исходные положения рыночной деятельности предприятий, которые предусматривают знание рынка, приспособления и активное воздействие на него. Реализация этих принципов обеспечивает высокую эффективность деятельности.

На реализацию принципов маркетинга ориентированы:

- Полный и тщательный учет требований рыночного спроса и запросов потребителей, в частности относительно качества услуг, на основе комплексного исследования рынка, разработка технической политики и проведения мероприятий по совершенствованию туристических услуг и повышения их качества;

- Определение оптимального ассортимента услуг, предлагаемых процесса их производства на основе экономического расчета: издержек производства (себестоимости) и предоставления услуги, эффективности обеспечения материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, получение прибыли;

- Принятие обоснованных решений, эффективность которых определяется по конечному результату деятельности фирмы;

- Разработка сбытовой политики на основе определения максимально выгодных каналов сбыта, расширение рынка туристических услуг, организации мероприятий по развитию туристической инфраструктуры, системы стимулирования сбыта и формирования потребностей потребителей.

Реализация такой деятельности предусматривает установление обратной связи с мстою корректировки расчетов в рамках маркетинговых программ, на основе которых принимаются решения на соответствующих уровнях управления.

Таким образом, маркетинг - это комплексный системный подход к управлению, который направлен на решение рыночных проблем и охватывает все стадии движения товара и услуги от производителя к потребителю: изучение спроса, разработка программ производства товаров и создания услуг, их продажу и потребление. Его сущность в туризме определяют общие особенности туристического рынка.

1. Объемы и структура туристического спроса определяются реальной и потенциальной количеству туристов, которые должны быть доставлены к месту потребления туристического продукта.

2. В сфере туризма, в отличие от сферы товарного обмена, предложение неподвижна и должен приспосабливаться к недвижимому потенциального и подвижного реального спроса.

3. Спрос на туристические услуги колеблется и характеризуется нестабильностью во времени и пространстве, поэтому имеется неэластичность предложения, отличается полной инерционностью, и спроса, динамично меняется.

4. Конъюнктура спроса, а также требования к качеству продукта, формируются на мировом туристическом рынке и обеспечиваются на основе возможностей и потенциала местного, национального туристического рынка.

Конечным результатом деятельности для производителя является получение максимальной прибыли, а для потребителя - удовлетворение его потребностей. Это, в свою очередь, требует осознания того, кто и какими туристскими услугами будет пользоваться, будут одинаковыми потребности в туристском продукте.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем на современном этапе заключается роль исторических инструментов управления в менеджменте туризма?

2. Какую роль играют отдельные субъекты в функционировании туристического рынка?

3. В чем заключается сущность маркетинга как комплексного системного подхода к управлению?

4. Охарактеризуйте роль знаний об общих особенностях туристического рынка для менеджмента туризма.

Содержание книги

19 Июня 2014
Новый город… Новая история… Новые эмоции…
12 Мая 2013
Храм Геркулеса расположен на Крепостной горе Аммана (Цитадель). Это настолько красивое место, что ощущение переплетения древних эп...
20 Апреля 2013
Продолжаю делиться с вами своими впечатлениями от поездки в Иорданию. Так как на Красном море мы уже побывали, осталось поехать еще...
09 Апреля 2013
Перед тем как мы планировали свою поездку в Иорданию, у нас был список мест, в которых мы хотим побывать. Одним из первых пунктов в этом...
27 Марта 2013
Гора Нево находится в западной части Иордании на высоте 817 метров над уровнем моря. Это одно из наиболее посещаемых святых мест этой с...
15 Февраля 2013
Петра является древнейшим городом, который сейчас расположен на территории Иордании. Я очень рада, что мне выпала возможность побыва...
  • Музеи

  • Дворцы

  • Замки

Яндекс.Метрика