You are here: 6.4. Сентиментальный туризм

6.4. Сентиментальный туризм

Это вид путешествия или отдыха, во время которого человеческие чувства, эмоции, ностальгия являются господствующими мотивами поездки. В основе упомянутого сентимента положено желание посетить места, с которыми связана история родного народа, жизнь предков или личное пребывания.

Вообще "сентимент" - состояние чрезмерной чувствительности, проявления эмоций, чувств. Итак, принципами сентиментального туризма ностальгия по родному дому, родиной, желание вернуться на землю, где родился человек или проживали его родители или предки.

В отечественной научной и научно-популярной литературе, а также в выступлениях государственных служащих, которые занимаются развитием туризма, широко используют термин "сентиментальный туризм". Однако его понятие в географии туризма не обосновано.

Известно, что основными мотивами современных путешествий являются экономические, политические, социальные, культурные, технические и психологические. В европейской туризмологии термин "сентиментальный туризм" используют для обозначения тех путешествий, главным мотивом которых является "стремление возвращения". Человека, находящегося в гуще городской жизни, часто сопровождают шум улиц с переполненным транспортом, мигающие экраны, деловых компьютеров, а также финансовые или семейные хлопоты. Поэтому она стремится вернуться к тому состоянию, когда всего этого не было. Такие мотивы классифицируют на:

- Биологические, то есть попытка человека вернуться к комфортных природных условий существования человеческого организма;

- Психологические, когда возврат ассоциируются с древними подсознательными образами, попыткой вернуться в место, где психологические установки предков были интровертнишимы;

- Культурно-исторические, связаны со стремлением человека вернуться к прошлому своей семьи, этноса, наследия собственной нации.

Если биологические мотивы возвращения соответствуют рекреационном вида туризма, а психологическое возвращение обеспечивают развлекательные и хобби-туры, культурно-исторические мотивы реализуются через сентиментальные путешествия, представителями разных поколений диаспоры и нацменьшинств. Как первые, так и вторые стараются не терять связь с государствами, где когда-то жили сами или их предки. Основном сентиментальные отношения связаны с изучением историко-архитектурных памятников, древних поселений, мест захоронений и под.

Благодаря исторической памяти, сентиментальные путешествия восстанавливают национальное самосознание. Диаспорные туры называют еще "поиск корней". Некоторые исследователи сентиментального туризма отождествляют его с этническим. Так, профессор В. Кифяк считает, что этнический туризм - это поездка с целью свиданий с родными и близкими и связана с посещением и выездом в отдаленные регионы страны или другие государства. Несомненно в этнотуризм существуют элементы сентимента, но на переднем плане - это свидание с родными и близкими или посещение мест их обитания, а сентиментальный туризм охватывает более широкие горизонты, основу которого составляют человеческие чувства, эмоции, ностальгия.

Сентиментальный туризм неуклонно развивается. Он особенно популярен в приграничных районах, где в связи с историческими обстоятельствами могли меняться государственные границы, следовательно, и происходили переселения народов. Например, Вторая мировая война привела к изменению етнокордонив на западных территориях Украины, что сопровождалось выселением украинские из Лемковщины, Подляшья, Надсяння, Холмщины. Так, в конце войны и в первый послевоенный год с этнически украинских регионов, которые отошли к Польше, было выселено около 500 тыс. украинских. их переселили в южные и западные области УССР. Зато сотни тысяч поляков, евреев - граждан довоенной Польши - переселили на территорию послевоенной Польши. Это происходило согласно договору об обмене населения между СССР и польским коммунистическим режимом. Такие перемещения создали предпосылки для сентиментальных поездок, но уже в значительно более поздний период.

Коммунистические режимы Польши и УССР практически запретили посещения родных земель вдоль Украина-польско-го приграничья. После распада СССР и коммунистического режима в Польше ситуация резко изменилась. Местные власти в приграничных районах лояльно относится к таким поездкам. С Волыни на историческую родину в 1945 г. было переселено около ЗО тыс. чехов, целесообразно считать еще одним источником сентиментальных посещения западноукраинских земель.

Заметный след в истории взаимоотношений украинской с другими народами оставили немцы, переселенные в 1939 г. с западноукраинских земель в Германии, а также депортированные немцы на восток в 1941 г. из Южной и Левобережной Украины.

Депортация крымских татар и других этнических меньшинств в 1944 г. из Крыма в Среднюю Азию вызвала проблему возвращения этих народов на "засиженные" ими земли на протяжении многих веков.

Стоит упомянуть и о депортации украинского населения западных областей Украины в отдаленные регионы России в течение 1939-1941 и 1944-1952 гг, не заживила раны тоски по отцовской землей до сих пор.

Поводом для сентиментальных поездок в Украину является эмиграция евреев в Израиль и страны Запада в 70-80-х годах XX в., Которая проходила с этнополитических и этнокультурных соображений.

Украинский очень часто именно экономические трудности заставляла переселяться за пределы национальной территории. На чужих землях хотя и происходили ассимиляционные процессы, но одновременно продолжалось и продолжает длиться достаточно высокий уровень сохранения идентичности с родительской землей. "Теперь в мире, - отметил профессор Ф. Заставный, - живет около 50 миллионов украинских (по другим оценкам 70-75 миллионов), в том числе в зарубежье (в диаспоре) - почти 10 миллионов, или около 20% всех украинских мира. Словом, каждый пятый украинских мира живет в зарубежье. Украинская диаспора (диаспора - греческое слово, означающее "рассеяния") является одной из самых многочисленных не только среди славянских народов, но и мира ". Сами украинские, которые проживают за пределами Украины, называют себя "Украинский на поселениях".

Среда обитания зарубежного украинства сформировалось под действием различных факторов и в условиях различных государств, ибо оно, по мнению Днестровского, отличается большой неоднородностью по степени сохранения самобытности и самосознания своей этнонациональной принадлежности. Благоприятными для сохранения украинской этничности оказались государства с демократическим устройством, то есть западные, и, наоборот, в условиях тоталитарного государства, каким был, например, советская империя, сохранения самобытности значительно усложнялось. Так или иначе, в зависимости от степени этнонациональной самосознания активными участниками сентиментальных поездок в Украину есть группы украинских с высокой степенью осознания украинской идентичности, те, которые осознают свое украинское происхождение, хотя уже тесно интегрированы в общество страны проживания. Небольшую долю сентиментальных поездок в Украину могут составлять ассимилированы группы, которые придерживаются некоторых украинских религиозных и бытовых традиций, и наименьшее - денационализированы группы, еще определенным образом могут хранить память об украинском происхождении.

По приблизительным оценкам, около 5 млн наших земляков живет в бывших республиках СССР - теперь уже независимых государств. Эта часть диаспоры стала «восточной», а украинская, живущих на территории других государств (по подсчетам Ф. Заставного, - около 4 млн), называют "западной диаспорой".

Ядром восточной украинской диаспоры (65% их общего количества) является украинской в ​​России. По данным переписи 2002 г. здесь проживало около 2 млн 943 тыс. украинских. Большинство этого населения - иммигранты из Украины после Второй мировой войны.

Украинская диаспора в Казахстане насчитывает 547 тыс. человек (1999 г.). В странах Центральной Азии (Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане) проживает более 338 тыс. украинских. Некоторая часть украинских живет в Эстонии - 35 тыс., в Беларуси - 327 тыс. и Молдове - более 100 тыс.

Самой национальным сознанием в восточной украинской диаспоре отличаются украинские России, группирующихся вокруг украинских организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Воркуты, Сыктывкара, Нижневартовска, Норильска, Оренбурга, Тюмени. В других названных странах, кроме Эстонии, наблюдаются негативные тенденции етноде-мографичного и социально-культурного развития украинской. Расширение деловых контактов, а также сентиментальных поездок на родину предков, т.е. в Украину, может поспособствовать подъему этнокультурного уровня зарубежных украинских из восточной диаспоры.

Ядром западной украинской диаспоры считают украинские Северной Америки (США и Канады). Из украинского населения западной диаспорина на эти страны приходится не менее 60% украинских. В США, учитывая и новую волну иммигрантов, проживает свыше 2 млн человек украинского происхождения. Современная генерация украинских по уровню доходов, степени образованности и общественной активностью находится на среднем уровне социально-экономической значимости, что выделяет их в западной диаспоре. В Канаде, по данным местных исследований, проживает более 961 тыс. человек украинского происхождения, из которых 420 тыс. родившихся в украинских семьях, а более 541 тыс. - в смешанных. Общественные организации Канады и США поддерживают тесные связи с исторической родиной, что способствует активизации сентиментального туризма.

В Южной Америке крупнейшая украинская диаспора сформирована в Бразилии и Аргентине, где проживает соответственно 120 и 100 тыс. населения украинского происхождения. Среди других стран Южной Америки многотысячная гражданами украинского происхождения отличаются Венесуэла, Парагвай, Уругвай.

После Второй мировой войны сформировалась украинская диаспора в отдаленном материке - в Австралии, где насчитывается около 35 тыс. человек украинского происхождения.

Среди европейских стран древнейшую группу украинских имеют Босния и Герцеговина, Сербия (автономный край Вое-водина), Хорватия (область Славония).

Важное место в украинской западной диаспоре занимает Германия, в частности южные земли Баварии и Баден-Вюр-тенберга. Крупнейшим центром украинской громады являются Мюнхен, где проживает треть здешних украинский. Здесь расположен ведущий центр научно-образовательной жизни всей украинской диаспоры - Украинский свободный университет.

Во Франции насчитывается около 40 тыс. человек - потомков украинских эмигрантов, выехавших из Украины после Первой мировой войны.

Живут украинских также в Австрии (около 5 тыс.), Бельгии (более 4 тыс.), Нидерландах (около 1 тыс. человек). Небольшая община украинской поселилась в Швеции (около 2 тыс. человек). В Великобритании живет более 35 тыс. украинских. Эта община преимущественно сформирован из участников украинского национально-освободительного движения 40-х годов XX в.

Живут украинского в Италии, Испании, Португалии, Чехии, Польши, пополняясь новой волной трудовой эмиграции из Украины.

С явлением диаспоры связан процесс формирования общественных групп, которых объединяет чувство общего происхождения и культуры, а также языковая общность и исторически сложившаяся название - "украинская этническая группа". Чувство национальной принадлежности достаточно прочное. Сентиментальный туризм создает реальный шанс укрепления чувства национальной принадлежности естественного единства национальных сообществ.

Поездки украинской диаспоры на родную землю в советский период (1950-1980 гг) очень фильтровала тогдашняя власть, Комитет государственной безопасности. Поэтому такие поездки не были массовыми. С началом развития демократии, в частности после образования независимой Украины, бывшие эмигранты все чаще стали посещать места, с которыми было связано их жизни или жизни предков.

Эмиграция политическая или даже трудовая связана со Второй мировой войной, активно могла участвовать в поездках на родную землю в 70-80-х годах, но тоталитарный советский режим не допускал прямых родственных связей на отцовской земле. Сейчас произошло естественное сокращение первых поколений - выходцев из Украины. Поэтому эти поколения заменены представителями третьего, четвертого поколений, которые уже потеряли прямые родственные связи и едут в Украину как на родину предков. Безусловно, эта особенность влияет на размеры сентиментального туризма и не самое главное - потребность размещения не в бывший родительском доме, а в отелях с качественным обслуживанием. Поэтому современным менеджерам необходимо учитывать не только спрос на качественное размещение, но и духовно-сентиментальные потребности, которые могут выражаться в изучении обычаев, традиций, истории украинского народа.

Эмиграция украинских продолжилась и в конце XX в., И в начале XXI в. Так называемая заробитчанская община украинской, часть которых остается проживать за границей, повлияла и на увеличение количества украинской диаспоры. Заробитчанская украинская община самая многочисленная в мире. Теперь количество всех украинских заробитчан, которые выехали за годы независимости Украины, составляет 5 млн осиб29. По информации дипломатических представительств Украины, в России на заработках находится свыше 1 млн украинских, в Польше - 350 тыс., в Италии - около 500 тыс., в Чехии-200 тыс, Словакии - 100 тыс., Португалии - 300 тыс., Испании - 100 тыс. 30, Турции и Греции - по 35 тыс, США-25 тыс.

Отметим, что количество украинских заробитчан в мире увеличивается, а интенсивность миграционных отливов растет. В эмиграционных потоках из Украины преобладают молодые, образованные и энергичные люди, которые легко "вписываются" в хозяйственную деятельность нового окружения, Сантименты тоски по Украине может быть материализованным путем возвращения на родину и трудоустройства хороших специалистов, бизнесменов, фермеров.

На Украину также влияют мировые иммиграционные потоки. Особенно возросла их количество после войны в Афганистане и Ираке. По неофициальным данным, на территории Украины находится более 1 млн нелегалов, хотя по данным Держко-комитеты по делам национальностей и миграции на учете в органах миграционной службы Украины находилось 2967 беженцев из 51-й страны мира, из них 53% - выходцы из Афганистана. Они преимущественно прибывают в Украину через границы с Россией и Беларусью. Такие иммигранты части фильтруются через западные границы с Центрально-Восточными странами Европы. Тех, кому не удается попасть на Запад, отправляют на родину, а некоторые остается проживать в нашем государстве. Через подписания Украиной договора о реадмиссии с ЕС, который вступает в силу с 2010 г., наше государство может заполонить поток нелегалов, тех, которые не попадут в Европу. По оценкам экспертов их можно ожидать в 2010 г. 200 тыс., а общее количество - составит более 2 млн человек. Именно этот слой иностранцев формирует и формировать религиозные анклавы, культурные центры, которые тоже становиться притягательными центрами сентиментального туризма для восточных народов.

В становлении сентиментального туризма нашего государства важная роль принадлежит малочисленным группам населения: полякам, евреям, армянам, немцам и другим народам, которые формируют этническую мозаичность города, региона, страны. Проживая на украинских землях, они оставили самобытные памятники культуры - архитектурные сооружения, письменные источники, хранящиеся в государственных архивах Украины, некрополи на окраинах городов, сел и др..

Сущность этнической мозаичности профессор М. Днестровский рассчитал по формуле, предложенной Б. Эккель:

т

р, = и-£ (Ш) ',

где Р} - индекс этнической мозаичности; т - количество этнонациональных сообществ в государстве (регионе) Пи ​​- доля; '-й этнонациональной сообщества в населении страны (региона).

В результате оказалось, что индекс этнической мозаичности, показатель которого колеблется от 0 до 1, для Украины в целом составляет 0,42, что значительно меньше чем в Словакии, Молдове или Румынии и несколько выше, чем в Венгрии и Польше, а городского населения - 0 , 48. Наибольшей мозаичностью характеризуются восточные области: Донецкая, Запорожская, Луганская, Харьковская, а также Крым, Одесская и Черновицкая области. Галицкие области ощутимо уступают другими регионам Украины по этому показателю (правда, в XX в. (Рис. 6.1; 6.2) такое соотношение было значительно колоритнее). Так, индекс этнической мозаичности городского населения Львовщина характеризуется средним показателем, составив 0,28. Несколько уступает Ивано-Франковская (0,22), Тернопольская составляет половину от индекса этнической мозаичности городского населения Львовской области (всего 0,14).

Этническая мозаичность того или иного края формировалась на протяжении веков. Так, с XIV в., После завоевания Галичины, на украинских землях поселились поляки. Около 400 лет они стремились утвердиться на украинских землях и полонизировать их. Хотя им это не удалось, однако немало городов, поселков, отдельных районов стали центрами польского сентимента (Львов, Жовква, Борислав, Мостиска, Золочев, Каменец-Подольский, Скалат, Житомир др.), некоторые районы Волыни.

С приходом советской власти (1939 г.) началась волна депортаций. По официальным данным польской статистики только из украинских земель, которые находились в составе Польши до 1939 p., Переселились около 788 тыс. человек, а если прибавить еще тех, кто прибыл в Польшу не непосредственно с территории западноукраинских земель, а другими путями, то - более 810 тыс. В связи с этим количество поляков на землях Западной Украины резко снизилась. Например, если перед войной во Львове проживало 40% поляков, то в 1989 г. (данные переписи населения) - 1,2%.

Последняя перепись населения, который состоялся в 2001 г., показывает, что количество этнических поляков во Львовской области уменьшилась до 0,7%, составив 18,9 тыс. человек. Во Львове их количество не превышает 1%. Среди районов области больше поляков проживает в приграничных районах с Польшей, а именно: в Мостиском - 7,6% и в Ста-росамбирському - 1,2%.

Процессы демократизации в нынешней стране способствовали национальному возрождению польской этнической группы в Галичине. Во многих городах создают польские культурные общества, активизирует деятельность римско-католическая церковь, появились польские школы, газеты, поступает помощь из Польши. Все это способствует культивированию общего культурного наследия. Конец XX в. стал пиковым для польского сентиментального туризма в Галичине. Поездки граждан Польши, которые родились на западе Украины, обитавших здесь в довоенные и первые послевоенные годы, стали массовыми. Так, "Тоwarystwo milosnikow Lwowa .." занялось организацией сентиментальных поездок на западноукраинские земли, посещая интересные, по их усмотрению, памятники польской культуры во Львове, Мостисках, Жовкве, Золочеве, а также Кременце, Хмельницкую, Житомире, и других центрах пребывания предков. Особыми местами паломничества является Лычаковское кладбище во Львове, где покоятся выдающиеся личности польского народа - поэтесса М. Конопницкая, Национальный герой Польши Ю. Ордон, писательница Г. Запольская, историк, писатель К. Шайноха, художник А. Гротгер. Это также место польских военных захоронений. Выдающимся историко-архитектурным, культурным и духовным памятником для поляков, участвующих в сентиментальных поездках, является Латинский собор, памятник готической архитектуры, сохранившаяся после пожара 1527 г. обязательно объект экскурсионного показа - центральная площадь Львова с памятником польскому поэту А. Мицкевичу, который открыт 1904

История украинских армян тесно связана с историей развития городских поселений в Украине. Древнейшие переселенцы появились на наших землях где-то во второй половине XI в., Когда стали жертвой завоевателей турок-сельджуков. Первые их поселения возникли в Крыму, затем - во многих городах Галицко-Волынского государства - Львове, Каменце на Поддили, Тисменицы, Бережанах. Армяне были хорошими торговцами восточного товара, переводчиками и послами, а также профессиональными ювелирами, строителями. Среди известных имен армянского происхождения - Г. Пиранович (реформатор польского образования), Т. Баронч (львовский скульптор), Т. Тарасевич (ученый, фармацевт), К. Микули (музыкант), И. Лукасевич (изобретатель керосиновой лампы) и др..

Самыми известными достопримечательностями армянской культуры, которые притягивают всех армян мира, является Армянский собор (1364 г.) - духовный центр, епархиальный центр "всех армян Руси и Волохии", подлежащего непосредственно Католикосу в Еч-миадзини (Армения), - религиозной столицы армян всего мира, и улица Армянская, которая формировала ядро ​​средневекового Львова. На этой улице проживала самая многочисленная колония армян на территории Украины.

Перед Второй мировой войной большинство армян покинули нашу родину. Армяне возвращаются в Украину, но как туристы, изучающие архивные документы, познавая архитектурные ансамбли, посещают храмы XIV-XVI вв., Могилы предков, хорошо сохранившиеся на Лычаковском кладбище. Организатором сентиментальных походов для армян является армянская община во Львове. Она начала действовать с 1989 г.

Еврейская национальное меньшинство в истории Украины и Львова оставила заметный след. Особенно это начало проявляться с XVII в. Здесь они становились купцами, торговцами, занимались ремеслом (кушнирство, портниха, сукацтвом, шевство). Памятники архитектуры (фрагментарные остатки синагог в Крыму с античных времен, остатки синагоги И. Нахмановича во Львове - "Золотая Роза" 1582, синагоги в Шар-городе (Винницкая область), Сатанов (Хмельницкая область), Подгайцах (Тернопольская область ), еврейские кладбища (око-писк), места массовых расстрелов фашистами в годы Второй мировой войны (всего за два года оккупации на территории дис-трикту "Галичина" было уничтожено 550 тыс. евреив34, памятники жертвам еврейского гетто должны вызывать значительный интерес для мирового еврейства. Ведь культура украинских евреев, их достопримечательности должны войти в сентиментальные еврейские маршруты, а их немало во Львове, Ивано-Франковске, районных городках Галиции - Городенке, Старом Сам-бору и в других местах.

В Украине известные исторические памятники немецкой культуры. Первые немецкие поселенцы, например, в Галичине появились в XIII в., В частности во Львове. их влияние в этом городе был таким значительным, что в официальных документах использовали немецкий язык. Немецкая колонизация сопровождалась введением пункты. Предоставление такого права свидетельствовало значительное экономическое развитие и формирование мещанства как слои.

Первые сельские немецкие поселения начали возникать еще в начале 20-х годов ХVIIIст. на Закарпатье (близ Мукачево и Свалява) в Центральной и Южной Украине - XVIII вв. и в Галичине - конец XVIII в. В середине XIX в. в западной части Украины насчитывалось около 400 небольших немецких колоний, в том числе 250 - в Галичине и Буковине. Накануне Первой мировой войны на юге Украины было примерно 1 тыс. немецкий колоний, где проживало 350-370 тыс. немцев (в Крыму - 43 тыс). Немецкие колонисты в сельских местностях создавали образцовые хозяйства.

По результатам Всеукраинской переписи населения 2001 г. на территории Украины проживало 33,3 тысяч немцев. До бывшие немецкие колонии окрашены в городском и даже сельском расселении. Это, в частности, проявилось в планировочной структуре поселений.

Для расширения поездок в Украину необходимо разработать сентиментально-туристические маршруты для различных этнических групп. Такие маршруты должны быть и всеукраинского, так и регионального, и местного значения, чтобы удовлетворить самые разнообразные запросы туристов (примером местного сентиментального маршрута может быть автобусно-пешеходный маршрут Львовом). Следует разработать маршруты польского, еврейского, армянского, русского и, безусловно, украинская семейного сентименту. Для их эффективного развития необходимо обеспечить рекламно-информационную базу за рубежом, создать приемлемую для иностранного туриста туристическую инфраструктуру, обеспечить свободные границы - наземные и воздушные.

Итак, сентиментальный туризм имеет все предпосылки для выделения в самостоятельный вид туризма. Ведь его значение связано не только с удовольствием сентимента, связанного с ностальгией по родине, он выполняет важные функции: познавательные, эстетические и воспитательные, способствующие укреплению дружбы между украинским народом и представителями национальных меньшинств.

Содержание книги

19 Июня 2014
Новый город… Новая история… Новые эмоции…
12 Мая 2013
Храм Геркулеса расположен на Крепостной горе Аммана (Цитадель). Это настолько красивое место, что ощущение переплетения древних эп...
20 Апреля 2013
Продолжаю делиться с вами своими впечатлениями от поездки в Иорданию. Так как на Красном море мы уже побывали, осталось поехать еще...
09 Апреля 2013
Перед тем как мы планировали свою поездку в Иорданию, у нас был список мест, в которых мы хотим побывать. Одним из первых пунктов в этом...
27 Марта 2013
Гора Нево находится в западной части Иордании на высоте 817 метров над уровнем моря. Это одно из наиболее посещаемых святых мест этой с...
15 Февраля 2013
Петра является древнейшим городом, который сейчас расположен на территории Иордании. Я очень рада, что мне выпала возможность побыва...
  • Музеи

  • Дворцы

  • Замки

Яндекс.Метрика