You are here: 5.3.3. Социально-психологические методы управленческого воздействия

5.3.3. Социально-психологические методы управленческого воздействия

Социально-психологические методы действуют как регуляторы социальных, психологических, идеологических и нравственных отношений в коллективе. Большое количество психологических факторов отражается на результатах труда. Умение их учитывать помогает руководителю целенаправленно воздействовать на отдельных работников и формировать коллектив с едиными целями. Кроме того, для результативного управления коллективом необходимо знать моральные и психологические особенности отдельных работников, социально-психологические характеристики отдельных групп.

Фактически социально-психологические методы - это совокупность специфических приемов воздействия на личностные отношения, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, которые в них происходят. их можно разделить на две группы: социальные и психологические.

Социальные методы позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию работников с конечными результатами функционирования предприятия, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

К социальным методам относятся:

- Изучение и направленное формирование мотивов трудовой деятельности и их учет в управлении;

- Повышение социально-производственной активности (установления лидеров, подражания лидеров, установление стандартов образцового поведения), поддержка социального наследования (смотры-конкурсы, присвоение звания "Лучший в профессии", празднования юбилеев и знаменательных дат и т.п.);

- Моральное стимулирование;

- Социальное планирование;

- Изменение структуры персонала;

- Повышение квалификации;

- Улучшение условий труда, быта, здравоохранения;

- Повышение жизненного уровня;

- Удовлетворение потребностей развития (в т.ч. физического) персонала.

Психологические методы используются с целью установления

наиболее благоприятного психологического климата. Они направлены на конкретную личность и, как правило, персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, личности, интеллекта, чувств, образов и поведения для того, чтобы направить внутренний потенциал на решение конкретных задач организации.

Психологическими методами менеджмента являются:

- Гуманизация труда (ликвидация монотонности, цветовое оформление помещения, использование специальной музыки, соблюдение установленных санитарно-гигиенических норм и т.д.);

- Психологические-технологии, или способы психологического воздействия (убеждение, внушение, просьба, похвала, совет, осуждение и т.п.);

- Удовлетворение профессиональных интересов;

- Профессиональный отбор и обучение персонала;

- Комплектование малых групп по критерию психологической совместимости работников;

- Установление гармоний отношений между руководителями и подчиненными;

- Привлечение работников к процессу управления;

- Поощрение творчества, инициативы, самостоятельности.

Следует отметить, что правильное использование социально-психологических методов требует от менеджера знаний социальной психологии, социологии, психологии, опыта и навыков общения с людьми.

Социальные отношения и методы управления, их отражают, тесно связаны с другими методами управления: социальным и психологическим планированием, регулированием т.д..

Социальное планирование предполагает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и т.д.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

Психологическое планирование - это повой направление в работе с персоналом, ориентированный на достижение эффективного психологического состояния трудового коллектива. Оно основывается на необходимости всестороннего развития личности, устранении негативных тенденций в трудовом коллективе и предусматривает поставку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, планирования психологического климата.

Метод регулирования предполагает широкий информационное воздействие в двух аспектах: информирование, нормирования.

Информирование предусматривает доведение до сведения работника и объяснение ему тех действий, которые нужно выполнить, несколькими путями:

- Прямое информирование, когда руководитель сообщает о задачах, основные состояния и показатели деятельности;

- Создание ориентировочных ситуаций, т.е. представления определенной управленческой ситуации, которая имеет несколько вариантов развития событий;

- Личный пример руководителя, когда информация доводится до сотрудников в демонстрационной форме - осуществляется на практике.

Использование таких средств положительно влияет на эффективность деятельности, но требует высокого уровня профессиональной подготовки самого руководителя.

Нормирование охватывает совокупность способов, основанных на установлении норм, регламентации действий работников. К ним относятся:

1. Разрешение - способ воздействия на исполнителей путем нормативных документов, в которых описываются действия, необходимые для выполнения ими определенной деятельности. Главным образом это действия, реализация которых направлена ​​на повышение эффективности, но связана с определенным риском. Например, разрешение на разработку новых туристических маршрутов.

2. Запрет - противоположен предыдущему способ воздействия: нормативно запрет устанавливается на действия исполнителя, которые могут негативно повлиять на систему управления и вызвать нежелательные последствия, например, в ситуации отказа туриста от поездки. Зависимости от уровня управления, характера нарушений предусматривается ответственность виновных, которая может быть: дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовно-правовой.

3. Предписание - нормативный документ, содержащий описание действий исполнителя, которые необходимо обязательно выполнить для обеспечения эффективной деятельности. За невыполнение таких норм может предусматриваться дисциплинарная ответственность.

Главная цель применения социально-психологических методов - формирование в коллективе благоприятного социально-психологического климата.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие методы менеджмента можно отнести к группе социально-психологических?

2. В чем заключается сущность использования в туризме социальных методов?

3. В чем заключается сущность использования в туризме психологических методов?

4. Какую роль в современном управлении туризмом могут играть методы социального и психологического планирования?

5. Какой социально-психологический эффект применения метода регулирования в менеджменте туризма?

Содержание книги

19 Июня 2014
Новый город… Новая история… Новые эмоции…
12 Мая 2013
Храм Геркулеса расположен на Крепостной горе Аммана (Цитадель). Это настолько красивое место, что ощущение переплетения древних эп...
20 Апреля 2013
Продолжаю делиться с вами своими впечатлениями от поездки в Иорданию. Так как на Красном море мы уже побывали, осталось поехать еще...
09 Апреля 2013
Перед тем как мы планировали свою поездку в Иорданию, у нас был список мест, в которых мы хотим побывать. Одним из первых пунктов в этом...
27 Марта 2013
Гора Нево находится в западной части Иордании на высоте 817 метров над уровнем моря. Это одно из наиболее посещаемых святых мест этой с...
15 Февраля 2013
Петра является древнейшим городом, который сейчас расположен на территории Иордании. Я очень рада, что мне выпала возможность побыва...
  • Музеи

  • Дворцы

  • Замки

Яндекс.Метрика