You are here: 2.1. Современные теории и концепции географии туризма

2.1. Современные теории и концепции географии туризма

Исследования по географии туризма можно разделить на теоретические, связанные с наработкой научно-методических основ территориальной организации активного отдыха, и прикладные, основной целью которых является создание рекомендаций для активизации туристической деятельности и управления туристическим сектором экономики. В туризме, как и во всей географической науке, на протяжении длительного времени использовали описательный метод исследования. Он был господствующим до середины XX в. На рубеже 50-60-х годов в этой области географической науки начали все шире пользоваться методом лингвистического анализа, во второй половине XX в. задал важный научное направление исследования.

С конца 60-х годов XX в. в рекреационной географии популярность приобрел системный подход, обоснованный группой московских ученых во главе с В. Преображенським1. В 80-х годах интерес системным многомерным анализом развития рекреационно-туристической деятельности уменьшилась, но он остался одним из важных методов исследования.

В последнее время появились новые подходы в исследовании географии туризма, связанные с расширением предмета исследования, в том числе географии поведения, так называемой бигейвиористськои географии (англ. behavior - вести), охватывающая индивидуальные особенности поведения отдыхающего, т.е. туриста. Такое развитие исследований, по приближению географии туризма к предмету изучения гуманистической географии, польский ученый А. Ковальчик объясняет следующими причинами: отсутствием соответствующего массива статистических данных относительно поведения в туризме; незначительным количеством фундаментальных работ в области туризма; прочными связями географии туризма с социологией и психологией, где бигей-виористський подход получил всеобщее признание; применением нетрадиционных для географии методов исследования (интервью, наблюдение, анкетирование и проч.) спецификой предмета исследования, тесно связанного одновременно и с естественным, и с общественно-культурным середовищем2. Весомым фактором, на наш взгляд, стали также изменения в самом туризме - когда элитарный и малочисленный туристическое движение в середине XX в. превратился в массовый, многомиллионный, охватив широкие слои населения.

В отечественной науке теоретическим основам развития географии туризма посвящено немного работ (М. Крачило, А. Бей-дик, А. Любицева, М. Мальская, М. Рутинський и др.)., А теорий и концепций этой области очень мало. Поэтому приходится использовать преимущественно разведки зарубежных ученых. К ним относится труд польского ученого А. Ковальчика "Geografнa turyzmu" *. Интересным исследованием об изучении теоретических вопросов развития туризма отличается труд московских туризмознавцив Ю. Тьомного и Л. Тьомнои. Однако они их рассматривают с позиции развития мировой торговли.

Теория развития туризма непосредственно связана с теорией стадий экономического роста, которую разработал американский экономист-историк У. Ростоу. Согласно его концепции, общество насчитывает пять стадий роста: традиционное общество; накопления предпосылок для подъема (стартовая стадия) стадия подъема, период достижения экономико-технической зрелости, т.е. стабильности, и период массового потребления. К основным условиям функционирования данной теории принадлежит мобилизация внутренних и иностранных инвестиций для ускорения экономического роста. По мнению У. Ростоу, все развитые страны прошли стадию подъема и продолжают путь к самосовершенствованию. Другие страны, в частности развивающиеся, находятся на стадиях традиционного общества или созревания предпосылок для дальнейшего роста. Поэтому у них отсутствуют внутренние инвестиции, не создано экономических предпосылок для инвестирования территорий, богатых туристические ресурсы и пригодных для развития массового туризма. Учитывая это, развитие туризма и других отраслей и сфер человеческой деятельности в развивающихся странах, и тех, которые не находятся на стадии экономического подъема, очень зависимы от уровня инвестирования заинтересованных развитых стран мира. Итак, развитие туризма в стране или регионе с преобладанием туристических ресурсов тесно связан со стадией экономического развития, т.е. со стадией подъема, когда созданы благоприятные условия для мобилизации внутренних и иностранных инвестиций в развитие туризма. Именно к таким странам, имеющих значительные туристические ресурсы, используют большие инвестиции для развития туризма и предоставляют качественные услуги иностранным туристам, относятся страны Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд), островные государства Карибского бассейна и Тихого океана, а также Египет, Турция, Мексика, Бразилия, Марокко, Тунис и др..

Бурное развитие туризма в развитых странах мира обусловлен тем, что они вступили в стадию массового потребления, то есть постиндустриального развития. Именно сфера туризма обеспечивает более 1/3 потребительских потребностей високороз-развитым обществ постиндустриального периода развития.

Теория развития туризма концептуально соответствует модели зависимого развития в широко популярную на западе еще в 70-х годах XX в. ее основал известный аргентинский экономист Р. Пребиш. Согласно упомянутой модели, экономическое положение одной группы стран, которые характеризуются высоким уровнем развития, обусловливает развитие другой группы менее развитых стран. Эти отношения зависимости сводятся к тому, что существуют страны, где экономика может успешно развиваться только при условии внешнего воздействия на них более развитых стран.

Согласно названной концепции, туризм в странах, которые развиваются, может достичь ощутимого успеха только при условии, если в этом будут заинтересованы высокоразвитые страны. Таким реальным примером можно считать мировой рынок туристических услуг развивается в условиях конкурентной борьбы. Структура и направления туристических услуг отдельных стран попадают под влияния изменений конкуренто-способности их турпродукта на мировом рынке. В современных условиях на мировом туристическом рынке усиливается позиция транснациональных корпораций, которые формируются в развитых странах (Великобритания, СЕЛА, Германия, Япония, Франция). Так, французская фирма "Ассог" объединяющая 2058 отелей, занимая по этому показателю четвертое место в мире, управляет туристической деятельностью не только в Европе, но и во многих странах Африки, Северо-Американского, Карибского и Тихоокеанского макрорегионов. Через фран-чайзингову систему, т.е. посредством привлечения денег со стороны, эти корпорации развивают сферу туризма в экономически слаборазвитых странах значительно более быстрыми темпами, чем могли бы эти страны развивать его только собственными средствами. Заметим, что международные гостиничные корпорации, развивая туристический бизнес в странах третьего мира, не всегда влияют на общее экономическое развитие слаборазвитых стран. Вследствие этого, вместо уменьшения межрегиональных экономических различий, туризм может стать причиной его углубления. По мнению Оппермана, это происходит потому, что в заинтересованных регионах корпорации развивают туризм исключительно ради собственной выгоды. В таком случае в локальных центрах развитие туризма может существенно не влиять на развитие национального комплекса страны, или даже соседних территорий.

По мнению большинства сторонников концепции зависимого развития, под такое влияние попадают только отрасли международного значения. В нашем случае - это международный туризм и связанные с ним отрасли. Правда, отдельные польские исследователи считают теорией зависимого развития можно объяснить определенные процессы, которые происходят в случае развития туризма. Это происходит тогда, когда развитие местного туризма связан с выполнением решений общегосударственного значения.

Содержание книги

19 Июня 2014
Новый город… Новая история… Новые эмоции…
12 Мая 2013
Храм Геркулеса расположен на Крепостной горе Аммана (Цитадель). Это настолько красивое место, что ощущение переплетения древних эп...
20 Апреля 2013
Продолжаю делиться с вами своими впечатлениями от поездки в Иорданию. Так как на Красном море мы уже побывали, осталось поехать еще...
09 Апреля 2013
Перед тем как мы планировали свою поездку в Иорданию, у нас был список мест, в которых мы хотим побывать. Одним из первых пунктов в этом...
27 Марта 2013
Гора Нево находится в западной части Иордании на высоте 817 метров над уровнем моря. Это одно из наиболее посещаемых святых мест этой с...
15 Февраля 2013
Петра является древнейшим городом, который сейчас расположен на территории Иордании. Я очень рада, что мне выпала возможность побыва...
  • Музеи

  • Дворцы

  • Замки

Яндекс.Метрика