You are here: 1.3.2. Спрос в сфере туризма

1.3.2. Спрос в сфере туризма

Потребность путешествовать формируется постепенно как результат поиска впечатлений, которые отличаются от повседневных. Человек хочет узнать новое среду, ознакомиться с другими ландшафтами, открыть новые культуры, побывать в необычном культурном окружении. То есть возникает желание увидеть то, что находится далеко от места постоянного проживания. Таким образом, формируется архетип (прообраз) путешествия как элемент индивидуальной и коллективной сознания, вызывает потенциальный спрос.

Туризм - форма социальной активности, которая характеризуется многообразием моделей человеческого поведения. Любая модель поведения является результатом действия многих факторов, как внутренних, так и внешних, которые по-разному влияют на человека. Среди детерминант поведения человека специалисты различают:

- "Внешнюю территорию": характер места жительства, уровень общих знаний, реклама, информация в СМИ, слухи; характер сообщества в месте жительства;

- "Внутреннюю территорию": среда родного дома, индивидуальные черты личности;

- Уровень «туристической образованности";

- Туристическую биографию.

Все многообразие туристического продукта можно оценить с точки зрения отдельного человека. Такой индивидуальный (идеографический) подход должен помочь в поисках ответа на вопрос: Почему разные люди выбирают туристические продукты подобными способами? Что может влиять на принятие таких решений? Чтобы понять туристическую активность других людей, менеджер должен сначала осознать и упорядочить собственную туристическую биографию. Сущность этого понятия раскрывают две его составляющие:

- Места, которые человек посетила не вследствие того, что искала работу и образование или выбирала постоянное место жительства;

- Упорядоченное множество событий, связанных с опытом туристических путешествий, в т.ч. в жизни членов семьи.

Развитие туристической биографии зависит от истории жизни конкретного человека, условий его жизни, происхождения, социальной среды.

На туристическую биографию человека, следует учитывать элементы, позволяющие упорядочить виды туристической деятельности в течение определенного периода жизни:

- Фазы жизненного цикла: детство (0-15 лет), молодость (15-25 лет), средний возраст (25-45 лет), поздний средний возраст (45-65 лет), старший возраст (после 65 лет);

- Направления поездок - местности, регионы, туристические трассы;

- Цель поездки - отдых, познания, посещения родственников, знакомых и т.п.;

- Туристическая роль - позиция, которую человек занимает во время туристической поездки в отношении других лиц (учитель - ученик, организатор - участник);

- Продолжительность поездки - выходные дни, праздники, долговременные, краткосрочные поездки и т.п.;

- Форма путешествия - организованная, индивидуальная, с родителями, в группе сверстников и т.п.;

- Впечатления от поездки - замечательная, удачная, утомительная, тяжелая т.д..

Ключевая проблема эффективного управления туристической индустрией заключается в идентификации, стимулировании и удовлетворении текущих потребностей клиентов (реальный спрос). Факторы, определяющие туристический спрос, можно сгруппировать в четыре блока.


Доход, или покупательная способность, как фактор определяет, что путешествовать может только тот, кто владеет соответствующими средствами. Другими словами, туристский спрос имеет лишь та туристическая потребность, на удовлетворение которой есть деньги. Определяют две основные взаимозависимости дохода и спроса на туристические услуги:

- Доход, который дает возможность удовлетворять только первичные потребности (неэффективен для туризма);

- Доход, позволяющий покупать предметы роскоши (очень эффективен для туризма).

Вазой для их формирования является экономическая ситуация в стране, которая определяет экономическое состояние колотого члена общества: чем лучше общее состояние экономики, тем выше спрос на туристические услуги. Для оценки этого фактора можно использовать валовой национальный доход, уровень доходов населения, прожиточный минимум, средний уровень заработной платы и т.д..

Важным фактором для тех, кто хочет совершить путешествие, есть свободное время и его структура. Если людям кроме отпуска предоставляют возможность работать по гибкому графику, то они могут осуществлять редкие непродолжительные поездки, увеличивая тем самым спрос на туристические услуги.

Учета структуры семьи важно, учитывая то, что зачастую путешествуют лица, имеющие небольшую семью, - одинокие, семьи без детей, супружеские пары пожилого возраста, дети которых стали самостоятельными, так как семейный бюджет рассчитывается для меньшего количества людей, а доход получают все члены семьи. Частота путешествий ниже в многодетных семьях. Те, кто путешествует чаще, выдвигают высокие требования к качеству отдыха и услуг, ведь цена для них играет обычно второстепенную роль.

Внимание менеджера туризма возрасту путешествующих основывается на том, что маленькие дети и пожилые люди редко путешествуют вследствие различных трудностей на пути и непригодности некоторых мест для этих категорий населения. Однако туристические услуги пользуются спросом у многих пенсионеров, особенно тех, кто не имеет финансовых проблем и медицинских противопоказаний.

Довольно часто профессия определяет частоту путешествий. Поэтому важно знать, насколько человек привязан к профессиональной деятельности. Так, владельцы небольших фирм и их семьи путешествуют не так часто, как чиновники, которые каждый год используют отпуск продолжительностью несколько недель. Кроме того, чем выше средний уровень образования в обществе, тем больше его члены ценят отдых и возможность ознакомления с новым и неизвестным, в таком случае значителен спрос на услуги, имеющие компонент познания.

Важным признаком, на которую ориентируются потенциальные туристы при выборе места отдыха, является экология туристического региона. Очевидно также, что сам туризм довольно опасным для окружающей среды. Экологические критерии влияют на туристический спрос двумя путями:

- Реакция на уже причиненный ущерб окружающей среде - такие территории и регионы не интересуют туристов;

- Туристы сами понимают недопустимость ущерба окружающей среде и не проявляют интереса к туристических услуг или действий, которые могут разрушить экологическое равновесие в природе.

Помимо других факторов, важны условия жизни и труда - уровень демократизации общества. Спрос на туристические услуги особенно высок в демократическом обществе с социально-рыночной направленностью экономики (общество потребителей, мобильное общество, образованное общество, свободное общество).

Однако все чаще менеджерам туризма приходится задумываться над необходимостью прогнозировать поведение туристов и, оценивая факторы, обусловливающие современную туристическую активность, задавать вопросы:

1. Как можно охарактеризовать нового туриста и новый туристический продукт, который будет пользоваться спросом?

2. Как будут развиваться спрос и предложение в сфере туризма в XXI в.?

Ответить на следующие вопросы непросто, поскольку на готовность и склонность человека к путешествиям влияет ряд внутренних (мотивация, привычное поведение, психологические свойства и т.п.) и внешних (социальные, экономические, политические и др.) факторов, формирующих определенные детерминанты туристической активности.


Социальные явления, к которым причисляют туризм, имеют исторический характер и в эпоху социально-экономических перемен, перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, по мнению большинства специалистов, туризм приобретает новые измерения. На смену традиционному туризма приходит "новый". Материалы отчетов и прогнозов ООН, ЮНЕСКО, ВТО, опыт и экспертиза специалистов туризма позволяют сформулировать определенные предположения относительно будущего туристического спроса и характеристик "нового" туриста XXI в. Ведь если сосредоточиваться только на текущей ситуации и адаптировать продукт только до сегодняшних потребностей туриста, то конкуренты могут использовать преимущества - свой прогноз видения. Стать лидерами рынка можно лишь при условии определения новых сфер активности, формирование новых моделей туристической поведения и создание совершенно новых продуктов.

В современной литературе довольно часто высказывается оригинальная идея "новый" турист, поведение которого характеризуется специфическими предпочтениями и предпочтениями относительно туристического продукта, фактически требует от производителя определенных действий на рынке - "продажи продукта, который является воплощением мечтаний туристов". Однако такой подход имеет и обратную сторону. Сам туроператор, который создает абсолютно новый турпродукт, распространяет смелые, новаторские, а иногда совершенно нереальные замыслы, создает основу загадочного "нового" туризма. Итак, перед будущими организаторами в этой сфере возникает чрезвычайно важное и масштабное задание, которое накладывает на них огромную ответственность.

Современные подходы к подготовке новых продуктов должны учитывать, что клиент будущего, очевидно, уже не будет неопытным туристом-новичком. Для него желание или даже потребность путешествовать (т.е. потреблять туристический продукт) будет естественной. Большинство специалистов считает, что новый турист будет решительным, знать свои потребности, ему уже не нужно будет просматривать сотни каталогов и тысячи предложений для выбора "чего-то интересного". Кроме того, завтрашний турист - человек хрупок впечатлениям, имеет другие ценности, склонна к толерантности, пониманию различий, поиска естественности не только в окружающей среде. Следует учитывать и общую мировую тенденцию к смене режима и образа жизни. Предполагается, что в условиях увеличения свободного времени и улучшение финансовых возможностей, турист, реализуя свои увлечения и интересы, будет путешествовать все чаще. Современные демографические тенденции свидетельствуют о том, что будущий турист может оказаться одиночкой, для которого туристическая активность станет способом знакомства с новыми людьми или даже расширения круга друзей.

Туристические предприятия должны взять на себя наиболее сложную и трудоемкую с точки зрения туриста подготовку к осуществлению мечты. Если станет более ощутимой тенденция к увеличению количества людей, для которых путешествия и другие виды туристической активности является образом жизни, что предполагает наличие определенного комплекса удобств, то туристические предприятия будут уверены в своем будущем, а их работники - в профессиональной карьере. Впрочем, следует учитывать значительный вызов для туроператоров: непредсказуемость решений "нового" туриста, быструю смену привязанностей преимущества, принятия решений в последнюю минуту, значительную спонтанность.

Специалисты отмечают, что турист XXI в. уже не хочет быть массовым туристом, который теряется в толпе или ценит собственную анонимность. Личная жизнь будет так же цениться, но путешествия превратятся в сцену для презентации собственной личности, обозначения собственного присутствия даже ценой определенного риска (например, во время занятия экстремальными видами спорта). О реализации таких тенденций должны позаботиться туристические фирмы, в этом случае действует правило: "не так сложно организовать совместное мероприятие для ста человек, но настоящее искусство - организовать то же мероприятие для каждого человека" .

Также следует предусмотреть необходимость корректировки восприятия образа "нового" туриста зависимости от изменений спроса. При этом следует учитывать, что предложение туристического продукта будет меняться так быстро, как будут меняться особенности туристов, а может, и быстрее.

Контрольные вопросы и задания

1. Какую роль в менеджменте туризма играет знание о потенциальный и реальный спрос?

2. В чем заключается сущность учета факторов формирования спроса на туристические услуги в менеджменте туризма?

3. Какие из детерминант туристической активности относятся к категории стимуляторов / барьеров? Почему?

4. Какой смысл имеет учет характерных свойств "нового" туриста в управлении туризмом на современном этапе?

 

Содержание книги

19 Июня 2014
Новый город… Новая история… Новые эмоции…
12 Мая 2013
Храм Геркулеса расположен на Крепостной горе Аммана (Цитадель). Это настолько красивое место, что ощущение переплетения древних эп...
20 Апреля 2013
Продолжаю делиться с вами своими впечатлениями от поездки в Иорданию. Так как на Красном море мы уже побывали, осталось поехать еще...
09 Апреля 2013
Перед тем как мы планировали свою поездку в Иорданию, у нас был список мест, в которых мы хотим побывать. Одним из первых пунктов в этом...
27 Марта 2013
Гора Нево находится в западной части Иордании на высоте 817 метров над уровнем моря. Это одно из наиболее посещаемых святых мест этой с...
15 Февраля 2013
Петра является древнейшим городом, который сейчас расположен на территории Иордании. Я очень рада, что мне выпала возможность побыва...
  • Музеи

  • Дворцы

  • Замки

Яндекс.Метрика