You are here: 1.2.2. Туристический продукт

1.2.2. Туристический продукт

Очень важное отличие турпродукта от туруслуги заключается в том, что турпродукт можно приобрести по месту жительства, но употребить только в месте производства туристических услуг. Это кардинальное отличие и используют туристические предприятия, когда продают путевку на путешествие. Ведь покупая путевку, клиент получает гарантии, но не услуги, хотя деньги уже уплачены. Еще одной особенностью, которая делает необходимым работу турпредприятий, является задача организаторов туристического обслуживания и производителей турпродукта включить в тур только необходимые услуги, достаточные для того, чтобы потребитель согласился осуществить соответствующие транспортные расходы.

Турпродукт как товар определяется потребительной стоимостью, т.е. полезностью или способностью удовлетворять определенные рекреационные потребности людей, ценностью для субъекта. Поэтому предприятия, занимающиеся организацией путешествий, должны создавать такой турпродукт, который был бы ценным для максимального количества людей, то есть только при возможности иметь массового потребителя. Тогда можно планировать работу с учетом массового потребления, использовать индустриальные технологии для производства турпродукта. Такой тип потребления товара определяется меновой стоимостью - количественным отношением, в котором потребительские стоимости туристского продукта обмениваются на потребительские стоимости других товаров.

Иногда туристический продукт отождествляют с понятиями "туристический пакет", "пэкидж-тур" (package tour). Однако эти понятия следует различать.


Туристический пакет - это основной (обязательный) комплекс услуг, предоставляемых во время путешествия за индивидуальным или групповым планом, который имеет серийный характер и предлагается для широкой продажи в составе четырех обязательных элементов: туристического центра, транспорта, услуг размещения, трансфера .

Туристический центр - район локализации туруслуг, который вызывает интегральное интерес и объединяет мотивы лица по рекреационно-туристических ресурсов: природных, культурно-исторических, экологических, этнических, социально-демографических, инфраструктурных и т.п.. Этот элемент относится к обязательным, поскольку без объекта интереса невозможно организовать путешествие.

Транспорт - средство передвижения, с помощью которого можно добраться до туристического центра.

Услуги гостеприимства - это комплекс услуг конкретного отеля или другого учреждения размещения и организации питания, которые предлагаются туристу в туристическом центре на время путешествия:

• BB (bed & breakfast) - размещение + завтрак;

• НВ (half board) - папивпансион: размещение + завтрак + обед или ужин;

• FB (full board) - полный пансион: размещение + завтрак + обед + ужин;

• All inclusive - "все включено".

Трансфер - любые перевозки туриста в пределах туристического центра, которые включены в тур как обязательное услугу.

Такой набор обязательных туристических услуг отличает туристический пакет от туристского продукта.

Туристический продукт - совокупность вещественных (предметы потребления), неречових (услуги) потребительных стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия (поездки) и вызваны именно этой поездки. На практике турпродукт понимают как три основных вида возможного предложения на рынке:

1) тур (комплексная туристическая услуга) осуществляется в соответствии с программой туристической поездки, которую предлагают фирмы, туроператоры (организаторы), он может быть продан потребителю для личного пользования (в розницу), а также оптовым покупателям (фирмам-посредникам, турагентствам) для получения экономической выгоды;

2) отдельные туристические услуги, к которым можно отнести транспортные услуги, услуги по размещению, оформление загранпаспортов, страховку, экскурсионную программу, прокат автомобиля и т.д.;

3) товары туристического назначения, в т. ч. различные информационные материалы (каталоги, справочники, карты, словари, путеводители и т.д.), необходимые туристу и путнику в стране пребывания.

Итак, турпродукт включает три элемента: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары.

Тур - первичная единица туристского продукта; результат работы туристического предприятия на определенном маршруте в сроках, который продается клиенту как единое целое.

Турпакет - это лишь обязательная часть тура, а значит, и тур-продукта. Услуги, которые обязательно услуг определяет понятие "комплекс услуг на маршруте". Обязательную программу - турпакет и комплекс услуг на маршруте, то есть тур - туроператор оформляет в виде путевки или ваучера - документа, в котором гарантировано все обязательные для фирмы и клиента услуги (приложение 3).

Однако тур не покрывает все время путешествия и оставляет туристу много свободного времени для выбора собственной программы. Такая личная программа может быть реализована благодаря альтернативным дополнительным туристско-экскурсионным услугам: экскурсионным, анимационным, культурным и др.. Дополнительные услуги не входят в основную стоимость путевки и покупаются туристами за дополнительную плату в месте отдыха.

Товары - специфическая материальная часть туристского продукта, охватывающая карты городов, открытки, буклеты, сувениры, туристское снаряжение и т.п., и неспецифическая часть туристического продукта, которая включает большое количество товаров, дефицитных или дорогих в местах постоянного проживания туристов.

В менеджменте туризма различают продукт туристической компании (туроператора) и продукт туристической территории. Существует классификация туристических продуктов, имеющихся сегодня на рынке, за характерными элементами, которые определяют сущность продукта.

Туристический продукт-предмет может функционировать самостоятельно или, чаще, является дополнением к другим продуктам. Как следует из названия это исключительно материальный предмет, например путеводитель, туристическая карта, туристское снаряжение, сувениры. В последние годы на рынке появился новый вид туристического продукта такого типа, который можно назвать "мультимедиа-продуктом". Это могут быть мультимедиа-планы городов, путеводители музеями и историческими памятниками, презентации регионов на компакт-дисках или на интернет-сайтах. Мультимедийные продукты приобретают все большую популярность среди виртуальных туристов.

Туристический продукт-событие характеризуется значительной тематической и организационной неоднородностью, а также конкретной локализацией во времени и пространстве. Для такого продукта типичные неординарность, исключительность, иногда цикличность. Туристический продукт-событие может существовать самостоятельно или быть частью туристического продукта-запада или продукта-места. Примером могут служить всемирные выставки Expo, Oktoberfest в Мюнхене, фестиваль викингов на Волыни, Доминиканский ярмарка в Гданьске, Сорочинская ярмарка на Полтавщине, а также кино и музыкальные фестивали, спортивные мероприятия (Олимпийские игры, чемпионаты мира или частей мира по различным видам спорта и т.д.) .

Туристический продукт-услуга охватывает единичную услугу, например, гостиничную, гастрономическую, транспортную, экскурсионную и т.д..

Туристический продукт-запад состоит из комплекса услуг или услуг и материальных товаров (вещей), которые предлагаются организаторами туризма (туроператорами и турагентами). Термин "мероприятие" широко употребляется в туристической отрасли, хотя иногда используется для обозначения продуктов, которые не являются туристическими в указанном выше контексте. Примерами продуктов такого типа могут быть путешествия, экскурсии, рейды и т.д.. Это наиболее популярная категория туристических продуктов, представленных на рынке. Туристический продукт-запад нельзя отождествлять с понятиями "туристический пакет" и "запад" все включено "(all inclusive)".

Туристический продукт-объект характеризуется наличием одной главной достопримечательности (услуги) с несколькими дополнительными услугами, сосредоточенными в одном месте (на одном объекте) географически продукт-объект имеет точечный характер (музей, достопримечательность, спортивно-концертный зал, конгресс-центр, отель, пещера, памятник природы). Примерами продуктов этого типа могут быть рыцарский замок в Мальборке, Исакиевском собор в Санкт-Петербурге, Измайловский вернисаж в Москве, Киево-Печерская лавра в Киеве.

Туристический продукт-маршрут объединяет несколько мест или объектов с определенной значимой идеей, чаще всего связанных между собой обозначенной трассой (пешеходной, водной, автомобильной), а также имеющие развитую инфраструктуру, элементы которой расположены вдоль трассы. Примером продуктов этого типа могут быть Золотой путь (Die Goldene Strasse; Нюрнберг - Пльзень - Прага), Золотое кольцо (Россия), маршрут паломничества в Сантьяго-де-Компостела или создаваемую ныне Европейскую сеть велосипедных дорог Evrovelo.

Туристический продукт-место (регион, округ, местность, национальный парк и т.п.) считается особым географически детерминированным видом туристического продукта. Это понятие применяется к сложной множества элементов, выделенных по признаку их конкретной пространственной локализации, а также имеющих характер туристической достопримечательности.

Необходимо подчеркнуть, что при реализации потребителю конкретного туристского продукта-места (для отдыха, посещения занятий, хобби и т.д.) ему предлагаются не только природные и антропогенные достопримечательности, но и услуги разных субъектов хозяйствования, которые предоставляются на базе существующей туристической инфраструктуры и супраструктуры, исторического и культурного наследия, гостеприимства и доброжелательности жителей, а также с учетом общественного мнения относительно места посещения (стереотипов) о тех или иных событиях, которые должны произойти в период пребывания туриста.

Анализ перечисленных видов туристического продукта показывает, что их можно объединить в две основные группы: базовые (простые) и интегрированные продукты. К первой группе относятся наименее сложные одиночные продукты - услуга и предмет, а ко второй - более сложные, организационно и / или пространственно интегрированные продукты. Организационная интеграция заключается в объединении базовых продуктов общей концепцией и управлением. Таким образом возникают туристические продукты-события и продукты-мероприятия. Для продуктов этой категории пространственная локализация имеет второстепенное значение, большую роль играет общая или уточняющая локализация, например, "на морском побережье", а не "на приморском курорте N". В свою очередь пространственная интеграция объединяет продукты, для которых точная локализация имеет решающее значение: продукт пространственно детерминированный, поэтому он может формироваться и потребляться только в одном точно установленном месте, и объясняется названием "туристический продукт-место". Однако в этом случае организационная интеграция играет не меньшую роль. К этой категории продуктов относятся туристические продукты - объекты, маршруты, места.

Приведенная классификация убедительно свидетельствует о большое разнообразие туристических продуктов и об их сложный характер. Продукт состоит из многих, иногда совершенно различных компонентов, которые существуют в разных версиях и комбинациях.


Для того чтобы совокупность предметов и услуг стала единственным туристическим продуктом, все его компоненты должны быть связаны одной идеей (замыслом продукта). Также важна соответствующая организация: логическое и корректное объединение отдельных компонентов, профессиональный "производство" и другие.

Упоминавшиеся ранее компоненты образуют распространенный на рынке туристических услуг продукт в узком смысле. Его предлагают клиентам в форме предварительно оплаченного набора туристических услуг, называют туристическим пакетом. Его качество почти полностью зависит от ее организатора (от его профессионализма, добросовестности, заботы о качестве отдельных услуг).

Однако для потребителя этого недостаточно. Специалисты отмечают, что турист включает в понятие "туристический продукт" все события, которые происходят с его участием в период пребывания вне дома. Таким же существенным, как и основной компонент туристического продукта (то есть приобретена совокупность предметов и услуг), есть и окружение отдыхающего: погода во время отпуска, знакомства во время путешествия, общая атмосфера поездки, внутренние переживания каждого участника, новые впечатления и навыки, а также новое представление о местонахождении.


Пребывание в определенных регионах может считаться престижным, иметь статусное значение. Другие места отождествляются с прекрасными развлечениями и отдыхом, а другие считаются экзотическими, экстравагантными и т.д.. Нет сомнений в том, что эмоциональное восприятие места посещения является сложным для определения компонентом туристского продукта.

Туроператор не может существенно влиять на упомянутые компоненты окружения туристического продукта, несмотря на то, что такая возможность иногда рассматривается клиентами как очень важная при оценке деятельности предприятия. Туроператор может лишь ограничить риск наступления некоторых событий, например, организует отдых в странах с теплым климатом, комплектует группу по предварительно определенному принципу, беспокоится о назначении руководителя, который позаботится об атмосфере поездки с учетом стереотипов и представлений регион пребывания туристов.

Контрольные вопросы и задания

1. Какую роль в деятельности туристических предприятий играет потребительская и меновая стоимость туристического продукта?

2. Какое значение в менеджменте туризма имеет знания о таких понятиях как туруслуг, тур, турпакет, турпродукт?

3. В чем заключается сущность трех основных видов возможной предложения туристического продукта на рынке?

4. Какое значение в менеджменте туризма имеет знания о базовых и интегрированные туристические продукты?

5. Какая схема полностью раскрывает сущность понятия "туристический продукт" - "интегральная структура" или "компоненты туристического продукта в широком смысле"?

6. Справедливо отнесены к материальным компонентов туристического продукта идею (замысел)?

Содержание книги

19 Июня 2014
Новый город… Новая история… Новые эмоции…
12 Мая 2013
Храм Геркулеса расположен на Крепостной горе Аммана (Цитадель). Это настолько красивое место, что ощущение переплетения древних эп...
20 Апреля 2013
Продолжаю делиться с вами своими впечатлениями от поездки в Иорданию. Так как на Красном море мы уже побывали, осталось поехать еще...
09 Апреля 2013
Перед тем как мы планировали свою поездку в Иорданию, у нас был список мест, в которых мы хотим побывать. Одним из первых пунктов в этом...
27 Марта 2013
Гора Нево находится в западной части Иордании на высоте 817 метров над уровнем моря. Это одно из наиболее посещаемых святых мест этой с...
15 Февраля 2013
Петра является древнейшим городом, который сейчас расположен на территории Иордании. Я очень рада, что мне выпала возможность побыва...
  • Музеи

  • Дворцы

  • Замки

Яндекс.Метрика